• Проект по духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Проект "духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры"" Проекты детей по нравственному воспитанию

    11.02.2024

    Проект по организации духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ.

    Тема: «Каким я хочу быть».

    Воспитатель высшей квалификационной категории:

    Морозова Наталья Петровна

    Возраст детей: 4-5 лет.

    Актуальность .

    Духовно-нравственное воспитание детей - это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно - нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим , добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

    Дошкольный возраст - важнейший период в духовно - нравственном становлении и развитии личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении: дом, двор, улица, город, страна.

    В настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы направление православного дошкольного воспитания. Обращаясь к духовно - нравственным традициям отечественного образования и воспитания , значительно повышается эффективность воспитательной работы по духовно - нравственному развитию детей , повышается

    компетентность воспитателей , воспитанников , родителей, расширяется

    воспитательное пространство и обеспечивается активный выход в общество.

    Цель:

    Сохранение духовно - нравственного здоровья детей;

    Становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, человека - гражданина России;

    Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.

    Задачи :

    - воспитание гражданственности , патриотизма;

    Любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России;

    - воспитание нравственных чувств и этического сознания.

    Различение хороших и плохих поступков;

    Представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

    Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

    Установление дружеских взаимоотношений в группе , основанных на взаимопомощи;

    Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;

    Эстетическое воспитание.

    Тип проекта : краткосрочный.

    Сроки проведения : 2 месяца (январь - февраль 2017года)

    Участники проекта : воспитанники средней группы №5 ( 4-5 лет), воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.

    Задачи проекта :

    Провести занятия, беседы, развлечения по духовно-нравственному воспитанию ;

    Организовать художественные и фотовыставки по данной тематике проекта ;

    Ознакомить детей с литературными , художественными и музыкальными произведениями по тематике;

    Использовать в реализации проекта консультации, рекомендации для родителей по данной тематике;

    Провести физкультурное мероприятие, посвященное дню здоровья, совместно с родителями воспитанников;

    Подбор литературы и иллюстраций с коми сказками и фольклором;

    Изготовление альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».

    Этапы реализации проекта :

    1 этап : Подготовительный.

    Изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;

    Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта :

    довести до участников важность данной темы;

    – подбор методической литературы для реализации проекта ;

    – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы по теме проекта;

    Организация развивающей среды в группе ;

    Составление плана работы.

    2 этап : Основной:

    Ознакомление детей с художественной литературой;

    Рассмотрение картин, иллюстраций, фотографий и беседы по их содержанию;

    Работа с родителями;

    НОД;

    Проведение мероприятий;

    Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

    Рисование и аппликация с детьми;

    Создание и проведение презентации.

    3 этап : Заключительный:

    Анализ результатов проекта;

    -выставка детских рисунков и фотовыставка;

    Выпуск альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».

    Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию детей:

    Семья (родители, кем работают);

    Детский сад (название сада, группы);

    Родной край (Республика Коми, родной город Сосногорск);

    Страна (Россия, столица, символика).

    Организация развивающей среды:

    - пополнение уголка по нравственно-патриотическому воспитанию (внести куклу в национальном коми костюме, предметы быта, фотоальбом «Мой город», альбом «Православные храмы»);

    Пополнение настольных дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию;

    Оформление «Стены Добрых дел» (рисунки и фотографии детей);

    Пополнение книжного уголка художественной литературой по теме проекта (русские народные и коми сказки о добре и зле).

    Формы и методы реализации проекта:

    Речевое и познавательное развитие.

    1. НОД:

    - «Моя семья»

    - «Наш детский сад. Правила поведения»

    - «Край, в котором я живу»

    -«По улицам города»

    -«Моя страна родная. Государственная символика»

    -«Коми народный костюм»

    - «Православные праздники зимой»

    - «Каким я хочу быть»

    2. Творческие рассказы:

    -«Места нашего города, где я люблю бывать»

    -«Я мамин помощник»

    - «Мои добрые дела»

    3.Чтение и заучивание пословиц, поговорок, народных примет:

    - заучивание потешек с переводом на русский язык, коми народных игр со словами, показ коми национального костюма с помощью куклы;

    Чтение коми сказок с сюжетом о добре и зле;

    Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок.

    4.Отгадывание загадок:

    - о растениях, животных, птицах, насекомых родного края;

    О предметах быта современных и старинных.

    Игровая деятельность:

    Оформление игротеки дидактических игр:

    - «Кто лишний»;

    - «Найди животных нашего края»;

    - «Назови предмет»;

    - «Хорошо – плохо».

    Сюжетно – ролевые игры:

    - «Моя семья»;

    - «Добрые волшебники»;

    - «Экскурсия по городу на автобусе».

    Трудовая деятельность. Ручной труд:

    - «Сувенир для мамы», «Подарок для друга» (поделки из природного и бросового материала);

    Дежурство по столовой и в природном уголке;

    - «Помоги взрослому», «Поможем малышам» (трудовые поручения)

    Подготовка совместно с родителями природного и бросового материала для поделок

    Изобразительная и конструктивная деятельность:

    Изготовление закладок для книг с коми орнаментом;

    Рисование по мотивам русских народных сказок;

    Рисование Российской символики;

    Рисование «Я – помощник»;

    Лепка «Животные нашего края»;

    Лепка «Угощение для гостей»;

    Аппликация «Флаг нашей республики»;

    Конструирование «Мой дом».

    Экскурсии:

    - «Улицы нашего города»;

    - «Где живут сказки» (в детскую городскую библиотеку).

    Здоровье и физическое развитие :

    Утренняя гимнастика, физические упражнения на прогулке;

    Народные игры: «Ручеек», «Горелки», «Жмурки с колокольчиком», «Каравай»; коми-народные игры: «Льдинки, ветер и мороз», «Волк и олени», «Важенка и оленята».

    Беседы по ОБЖ:

    - «Полезные привычки»;

    - «Правила поведения на дороге»;

    - «Опасные предметы».

    Беседы по ЗОЖ:

    - «Здоровые зубки»;

    - «Полезная пища»;

    - «Будем спортом заниматься, для здоровья закаляться!».

    Взаимодействие с родителями:

    Фотовыставка «Места нашего города, где мы любим бывать вместе»;

    Подготовка совместно с родителями природного и бросового материала для поделок;

    Подготовка к физкультурному мероприятию «Папа, мама, я – спортивная семья» (к дню здоровья);

    Подготовка атрибутов к празднованию «Широкой масленицы» (маски, костюмы).

    Открытые мероприятия с приглашением родителей:

    - «Папа, мама, я – спортивная семья» (к дню здоровья);

    Праздник «Мой папа – самый лучший» (к дню защитника Отечества).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса предполагает положительные результаты. Повышается духовно - нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников , возрастает интерес родителей к формированию личности ребенка , родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно - нравственное развитие детей.

    Составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

    Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми (помогать другим, человеческое благородство).

    Известно, что основной духовно-нравственного воспитания являются духовная культура той среды , в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Ближайшее социальное окружение ребенка оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка, воспитании настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

    Для русской культуры и русского человека определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни, но за семидесятилетний период советской власти мы на своем опыте познали разрушительные последствия атеизма. В настоящее время общество пытается возродить утраченные ценности и традиции, происходит переосмысление значения духовности в воспитании подрастающего поколения. Самое первое, что необходимо сделать для создания системы духовно-нравственного воспитания в России, – это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры. Детские сады в нашей стране созданы для выполнения конкретных целей и поэтому должны выполнять социальный заказ. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на приобщении к Божественному огню Православия.
    Проблема духовного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Православное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Однако создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение такой системы воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании - восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.
    В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
    Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
    Таким образом, духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ПРОЕКТ

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

    «ПО ЗАКОНАМ ДОБРА»

    ВВЕДЕНИЕ.

    Пояснительная записка к проекту.

    Рубеж веков в отечественной научно-педагогической литературе , равно как и в общественном сознании отмечается обострением проблемы формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.

    Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

    Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

    Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

    В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

    В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.

    ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

    Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников. Исходя из этого отметим основные причины снижения статуса процесса воспитания как в социуме, так и в системе образования:

    1. Возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной социальной ситуации для развития молодежи.

    2. Появление новой системы требований общества к личности.

    3. Размывание и деградация традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений.

    4. Усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

    5. Переоценка роли обучения и подготовки, снижение роли воспитания;

    6. Внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей.

    7. Забвение отечественной истории, культуры, традиций.

    Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания.

    В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов духовно-нравственного воспитания.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    Данный проект духовно - нравственного воспитания подростков направлен на формирование гуманизма, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, знакомство с историко – культурным наследием, воспитание и сохранение традиций.
    Задачи проекта
    1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры русского народа.
    2. Формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству.
    3. Приобретение знаний основ культуры и искусства наших предков.
    4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
    5. Выработка умений по воспитанию, посильной исследовательской работы в области краеведения.
    6. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
    7. Пропаганда юридических знаний.
    8. Воспитание в духе демократизации, признания прав и свобод человека.
    9. Содействие социализации учащихся.
    10. Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.
    11. Формирование модели единого нравственно – правового пространства.
    12. Освоение навыков демократического образа жизни.
    13. Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм.
    14. Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений, соответствующих обществу.
    15. Формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

    Мероприятия по реализации проекта духовно-нравственного воспитания учащихся

    «ПО ЗАКОНАМ ДОБРА»

    Направления

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Воспитание гражданина и патриота своей Родины

    1. Посещение областных театров с просмотром спектаклей, затрагивающих проблемы молодежи, помогающих определить морально-нравственные ценности общества.

    постоянно

    2. Посещение областных музеев с целью приобщения к прошлому, без которого не возможно будущее.

    постоянно

    классные руководители

    3. Посещение цирка, концертных программ в районном Дворце культуры и других развлекательных центров , ведь следует помнить, что юность - прекрасная пора радости и веселья.

    постоянно

    классные руководители

    4. Посещение политических центров в рамках формирования политически грамотной личности, способной и желающей принимать активное участие в судьбе своей Родины.

    постоянно

    классные руководители

    5. Посещение учебных заведений области как помощь в профессиональной ориентации старшеклассников.

    постоянно

    классные руководители

    6. Посещение храмов области и организация экскурсий по святым местам, символизирующее духовное возрождение общества.

    постоянно

    классные руководители

    7. Проведение правовых бесед (правонарушения несовершеннолетних и ответственность за них, изучение семейного кодекса , Конвенции о правах школьников и других правовых документов).

    постоянно

    классные руководители

    «Последние месяцы детства... Что впереди?» (профессиональная и личностная ориентация подростков).

    апрель-май

    классные руководиклассов

    «Что год грядущий нам готовит?» (что Ø ждем мы от наступающего года, что хотим оставить в прошлом году).

    сентябрь

    классные руководители

    «Нам Ø жить в XXI веке» (морально-нравственные ценности вечны и нерушимы на все века).

    постоянно

    классные руководители

    «Что такое порядочность?» (еще раз о вечном).

    постоянно

    классные руководители

    «Школьные годы чудесные...» (ребята рассказывают интересные случаи из школьной жизни, отвечают на вопросы друг друга, материалы могут использоваться на выпускном вечере).

    классные руководители

    «Защищать Отечество - твоя святая обязанность или вынужденная необходимость?» (Дню защитника Отечества посвящается).

    классные руководители

    «Храбрости павших поем мы песню...» или «Никто не забыт, ничто не забыто...» (помнить, чтобы не повторилось).

    апрель-май

    классные руководители

    «Женские истории...» (к Международному женскому дню).

    классные руководители

    «А если это любовь?» (наступило время первой влюбленности, прекрасная пора чудес, но будь осторожен...).

    классные руководители

    «Выпускной бал - каким я вижу его?» (мнения учащихся по организации выпускного вечера, конкурс на лучший проект).

    классные руководители

    «Спорт - ты жизнь...» (актуальным ли остается вопрос о ведении здорового образа жизни).

    постоянно

    классные руководители

    «Моя семья» (взаимоотношения детей и родителей, а также мнений старшеклассников по вопросам перспективных взаимоотношений в своей будущей семье).

    постоянно

    классные руководители

    «Спасибо тебе, родная школа...» (анализируем годы, проведенные в школе: что приобретено, что потеряно?).

    классные руководители

    Работа с родителями

    1. Традиционные разговоры с родителями учащихся, причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах;

    постоянно

    классные руководители

    2. Встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи;
    родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, встреч с учителями – предметниками;

    постоянно

    классные руководители

    3.Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей, например:
    - Психолого – педагогическая характеристика современного подростка: возрастные особенности.
    - Родительская любовь. Права родителей.
    - Все работы хороши, выбирай на вкус.
    - Курение, алкоголизм и развивающийся организм.
    - Школа – до свидания. Школа – здравствуй!

    постоянно

    классные руководители

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    К ожидаемым результатам относятся:

    Развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;

    Создание условий для развития духовной личности;

    Поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива , оптимизация учебного процесса, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья школьников;

    Повышение компетентности детей и подростков в области нравственности;

    Рост социального оптимизма подрастающего поколения.

    Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма, гражданственности.

    Светлана Сычева
    Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

    Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач имеет семья. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей. Задача является главной задачей семейного воспитания . В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно -нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим , добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

    В статье 18 Закона РФ «Об образования» говорится : «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 сентября 2013года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В направлении познавательного развития предполагает развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентации духовно -нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоции, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально- культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.

    Приоритетной для формирования основ нравственности является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейными традициями и обычаями. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

    Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение заповедей, национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

    И в настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы направление православного дошкольного воспитания . Впервые разработана Концепция православного дошкольного образования, созданы авторские программы, сформулированы основные положения методики , разработаны пути педагогического просвещения родителей и педагогов в вопросах развития и воспитания меленьких детей .

    Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что сотрудничество с семьей, требует новых форм, а подчас и обновления содержания сотрудничества. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников .

    Творческая группа педагогов, для решения стандарта составила план проекта духовно-нравственного воспитания дошкольников , в котором определены цель работы по данному направлению :

    1. Сохранение духовно - нравственного здоровья детей (занятия, беседы, устные поучения) .

    2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

    3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов) .

    4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

    Взаимодействие с семьями организуется в нескольких направлениях.

    Определила цели и задачи проекта :

    1.. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

    2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

    3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры) .

    4. Сохранение духовно -нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры

    Просветительное направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно -нравственного развития и воспитания детей . Тематика встреч посвящена духовно – нравственным основам уклада жизни семья, годовому кругу праздников в жизни семьи.

    Предлагаемый проект включает циклы мероприятий :

    «Мир вокруг нас» ; «Дерево добра» ; «Край, в котором ты живешь» ; «История в архитектурных памятниках» ; «О чем поет колокол?» ; «Православная Россия в лицах» ; «Православная культура» ; «Хозяева и хозяюшки» .

    Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, придумали герб девиз, составляли родословную своей фамилии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов :

    Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

    Семья – хранительница духовных , национальных ценностей.

    Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

    Молодые родители узнают, что в дошкольный период, важно показать ребенку нравственные образцы как эталоны при этом взрослый как это бывает у молодых родителей, не говорит ребенку «ты плохой» , а сам являет норму нравственного поведения. А поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками прием использование посредственного сказочного образа или пример из жизни Святых.

    Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства : презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поиске сайтов. Поэтому мы начали в детском саду создание аудио - и видеотеки, направленной на приобщение семей к православным ценностям.

    Организация взаимодействия с семьей предполагает обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания, проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей.

    Дети всегда ждут с нетерпением праздников, на которые приглашаются родители. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей.

    Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса с настоятелем церкви. На подобных встречах раскрывается сущность православного воспитания и православной культуры, повышается духовно -нравственный потенциал. Происходит знакомство с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей . Заключен договор с епархией о сотрудничестве и будет проводиться факультатив с этого учебного года.

    Не менее значительными являются такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр. Имеет возможность реализовать такие социально-педагогические проекты «Семейный круг» и «Читающая семья» .

    В духовном воспитании ребенка - одно из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции. Общее дело объединяет. С особой любовью,дети вместе с родителями изготовляли белые цветы к акции «Белый цветок» . эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка.

    В ДОУ для родителей и воспитанников организован уголок православной культуры, где собран теоретический и практический материал :

    Литература для детей и педагогов;

    - аудиокассеты и видеоматериалы : «беседы с батюшкой» ,

    » Святые таинства», «Сказания и былины» и т. д.

    Демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

    Игры по духовно-нравственному воспитанию ;

    Иллюстрации, календари, альбомы «Храмы» , «Православные святые» ;

    Памятки и консультации по темам» Правила поведения в храме» ,

    » Православные праздники зимой» и др. ;

    Выставки работ детей и родителей;

    Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса дало положительные результаты. Повысился духовно -нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников , возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка , родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно -нравственное развитие детей.

    Понятие духовно-нравственного воспитания

    Ответим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно - нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.

    Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

    Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка : во взаимоотношениях с другими людьми и Божиим миром.

    Известно, что основной духовно- нравственного воспитания являются духовная культура той среды , в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие – в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания . Тот дух, который царит в семье и в детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги- люди. Составляющие ближайшее социальное окружение ребенка,- оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

    «Духовно-нравственное воспитание дошкольников

    на основе

    православной культуры »

    Сроки осуществления проекта: 2015-2016гг.

    с.Александровка, 2015г.

    Конечная цель разумного воспитания детей

    заключается в постепенном образовании в ребенке

    ясного понимания вещей окружающего мира.

    Затем результатом понимания должно стать

    возведение добрых инстинктов детской натуры

    в сознательное стремление к идеалам добра и

    правды и, наконец, постепенное образование

    твердой и свободной воли.

    Н.И.Пирогов

    Паспорт проекта

    Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»

    Корякова Татьяна Дмитриевна - воспитатель МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка»

    1. Цели и задачи проекта

    Цель проекта: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

    1. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

    Проект рассчитан на реализацию в течение 1 года (2015-2016г.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.

    Этапы реализации проекта:

    1. Предпроектный (подготовительный)- 2015 г. (август - сентябрь)
    2. Диагностический - 2015 г. (октябрь - декабрь)
    3. Организационный - 2016г. (январь-февраль)
    4. Практический - 2015-2016гг.
    5. Итогово-аналитический - 2016(2 полугодие)

    В результате выполнения проекта будет достигнуто:

    1. Целевые группы проекта

    Педагоги, воспитанники, родители

    Актуальность

    В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

    Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

    То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

    В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

    Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

    Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

    Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

    Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

    Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

    Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

    Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая) , что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

    Мною предлагается:

    Познакомить детей с культурой Православия;

    Развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

    Возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

    Упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

    Способствовать всестороннему развитию личности.

    Цель воспитания:

    1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
    2. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

    Задачи:

    1. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
    2. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти - довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
    3. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
    4. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
    5. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
    6. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
    7. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
    8. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
    9. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
    10. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
    11. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

    Для реализации проекта я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

    Наглядно-действенный метод используется во время:

    • показа сказок (педагогами, детьми);
    • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
    • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
    • наблюдений;
    • экскурсий;
    • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

    Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

    • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
    • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
    • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
    • ответов на вопросы педагога, детей;
    • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
    • сообщения дополнительного материала воспитателем;
    • загадывания и отгадывания загадок;
    • рассматривания наглядного материала;
    • рассказов детей о своих впечатлениях;
    • разбора житейских ситуаций;

    Практический метод используется, когда необходимо:

    • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)
    • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.

    Создавая проект, я не рискнула полагаться только на собственные познания, не стала изобретать нечто кардинально новое, а обратилась к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Так нашим консультантом, первым слушателем и гостем стал священник отец Николай Денисенко.

    Цель проекта - содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

    Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребенка с окружающими людьми и миром. В процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие дошкольника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.

    Проект: долгосрочный (рассчитан на 3 года)

    Для работы с детьми 6-7 лет я разработала перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

    «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» на 2015 - 2016 учебный год

    № п/п

    Срок проведения

    Предполагаемый

    результат

    Результат

    Методическая работа

    Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию

    Собрать православную литературу

    Собрана православная литература для детей и взрослых

    Составление плана работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на учебный год

    План работы утвержден на заседании пед.коллектива детского сада

    Встречи педагогов с настоятелем храма святого благоверного Александра Невского с отцом Николаем

    В течение года

    Встреча с настоятелем храма в 2012 году

    Состоялась одна встреча в ноябре 2015года

    Оформление уголка «Православная культура России»

    Оформлен православный уголок

    Муниципальный конкурс «Новое в образовании»

    Составлен образовательный проект

    «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством знакомства с православными праздниками»

    Выступление на педагогическом совете

    Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

    В течении года

    Оформить фотоальбом

    Частично собран материал для фотоальбома

    Муниципальный конкурс «Фестиваль методических идей»

    Принять участие в конкурсе

    Работа с детьми

    Проведение занятий, развлечений, бесед согласно тематическому плану

    В течение года

    Регулярное проведение занятий, праздников, тематических развлечений

    Разработка сценариев тематических занятий, праздников.

    В течение года

    Разработать конспекты сценариев, занятий

    Разработаны конспекты занятий, сценариев на Рождество и Покров

    Диагностическое обследование детей

    Сентябрь, май

    Заполнение нормативных карт 2 раза в год

    Заполнена нормативная карта в сентябре 2015г.

    Проведение праздников:

    Рождество

    Сретенье

    Вербное воскресенье

    В течении года

    Подготовка праздничных мероприятий

    Проведены праздничные мероприятия на Покров и Рождество

    Проведение тематических бесед

    В течение года

    Проводятся регулярно

    Изготовление поделок для праздников

    В течение года

    Изготовить поделки к каждому отмечаемому празднику совместно с родителями

    Изготовлены поделки на Рождество (подсвечники)

    Проведение конкурса рисунков

    октябрь, апрель

    Провести конкурс «Христос воскрес»

    Проведен конкурс «Мать-покров»

    Работа с родителями

    Анкетирование родителей

    Октябрь, апрель

    Провести анкетирование

    Проведено анкетирование

    Проведение родительских собраний в группе

    Октябрь, май

    Провести родительское собрание на тему «Подведение итогов духовно-нравственного воспитания дошкольников »

    Проведено собрание на тему «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»

    Консультирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания

    В течение года

    Ежемесячная сменяемость печатных консультаций для родителей

    Посещение храма святого благоверного Александра Невского родителями и детьми

    2 раза в год

    Посещение храма в ноябре 2015г.

    Состоялось одно посещение

    Этапы реализации проекта

    Этапы

    Сроки

    (август - сентябрь)

    1. Подготовка документации по проекту.

    (октябрь - декабрь)

    1. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников.
    2. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту.

    (январь-февраль)

    1. Создание нормативно-правовой базы проекта.
    2. Изучение имеющихся нормативно-правовых актов.
    3. Утверждение проекта «Духовно-нравственное воспитание детей»

    Реализация основных мероприятий

    V. Итогово-аналитический

    (2 полугодие)

    1. Анализ и обобщение результатов проекта;
    2. Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников

    В проекте выделены несколько направлений работы:

    1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения). 2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы). 3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки). 4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

    Самостоятельная деятельность детей:

    Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

    Беседы, беседы-обсуждения;

    Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);

    Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

    Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;

    Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

    Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.

    Предполагаемый результат:

    Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»

    С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

    Устойчивость навыков поведения;

    Сформированность основ ценностных сфер личности;

    Стабильность психического развития;

    Целостность восприятия мира;

    Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

    Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

    Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

    Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

    Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир. В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

    Похожие статьи