• Постинтернатное сопровождение детей сирот и детей лрп. Постинтернатное сопровождение выпускников. Условия изменения, дополнения и расторжения договора

    20.11.2023

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

    ПРИКАЗ

    О ПОРЯДКЕ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Приказываю:

    В соответствии со статьей 6.1 Закона Республики Адыгея от 24 июля 2007 года N 107 "О патронате" приказываю:

    1. Утвердить Порядок постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению к настоящему приказу.

    2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Республики Адыгея Н.И. Кабанову.

    Министр
    А.Ш.ХУАЖЕВА

    Приложение. ПОРЯДОК ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Приложение
    к приказу
    Министерства образования и науки
    Республики Адыгея
    от 26 августа 2015 года N 940

    1. Настоящий Порядок регулирует отношения по постинтернатному сопровождению (социальной поддержке) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - лица из числа детей-сирот) до достижении ими возраста 23 лет.

    2. Постинтернатное сопровождение осуществляют организации, выполняющие функции по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации лиц из числа детей-сирот (далее - организации по постинтернату).

    3. Постинтернатное сопровождение устанавливается на основании личного заявления и документа, подтверждающего статус лица из числа детей-сирот.

    4. Организация по постинтернату:

    4.1. В течение 10 дней со дня обращения лица из числа детей-сирот издает приказ об установлении постинтернатного сопровождения лица из числа детей-сирот и заключает с ним договор о постинтернатном сопровождении и адаптации по форме, прилагаемой к настоящему Порядку.

    Договор о постинтернатном сопровождении и адаптации может быть расторгнут досрочно по инициативе одной из сторон договора, в случае перемены места жительства лица из числа детей-сирот за пределами Республики Адыгея, а также смерти лица из числа детей-сирот.

    4.2. Утверждает индивидуальный план сопровождения и адаптации лица из числа детей-сирот (далее - план) по месту его проживания и определяет социального педагога, осуществляющего взаимодействие с органами местного самоуправления, реализующими переданные им полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц (далее - органы опеки и попечительства), профессиональными образовательными организациями, в которых лица из числа детей-сирот обучаются, территориальными подразделениями ФМС России, центрами занятости, организациями социальной защиты и здравоохранения, общественными организациями, волонтерскими движениями и физическими лицами по реализации мероприятий в соответствии с планом.

    5. Социальный педагог:

    5.1. Организует заключение договора с лицом из числа детей-сирот по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации.

    5.2. Согласует с лицом из числа детей-сирот и органом опеки и попечительства по месту его жительства план и координирует его исполнение. Предусматривает в плане участие в пределах их компетенции органов и организаций, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка.

    5.3. Оказывает в случае необходимости помощь при взаимодействии лица из числа детей-сирот с органами и организациями, указанными в пункте 4.2 настоящего Порядка.

    5.4. Направляет в двухдневный срок органам и организациям, указанным в пункте 4.2 настоящего Порядка, информацию о мероприятиях в пределах их компетенции, включенных в план.

    5.5. Ежеквартально осуществляет мониторинг исполнения плана и вносит в него соответствующие изменения. Не позднее 10-го числа месяца, следующего за кварталом, направляет в органы опеки и попечительства информацию о ходе реализации планов.

    6. Органы опеки и попечительства:

    6.1. Ведут учет лиц из числа детей-сирот.

    6.2. Направляют в организации по постинтернату сведения о лицах из числа детей-сирот при перемене ими места жительства.

    6.3. Согласовывают план по постинтернатному сопровождению и адаптации лиц из числа детей-сирот.

    6.4. Оказывают организациям по постинтернату организационно-методическую помощь по вопросам постинтернатного сопровождения, защиты прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот.

    7. Органы и организации, указанные в пункте 4.2 настоящего Порядка, по запросу организации по постинтернату направляют сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных планом.

    8. Координацию деятельности и контроль за организацией постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот осуществляет Министерство образования и науки Республики Адыгея.

    Приложение. Форма договора о постинтернатном сопровождении и адаптации

    Приложение
    к Порядку
    постинтернатного сопровождения
    детей-сирот и детей, оставшихся
    без попечения родителей, лиц
    из числа детей-сирот и детей,
    оставшихся без попечения родителей

    Форма договора о постинтернатном сопровождении и адаптации

    Организация, выполняющая функции по постинтернатному сопровождению и

    социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

    родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

    родителей, по окончании пребывания их в организациях для детей-сирот и

    детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, семьях опекунов

    (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, именуемая в

    дальнейшем "Организация по постинтернату" ______________________________

    (полное наименование)

    в лице руководителя _______________________________________________________

    (Ф.И.О., должность)

    действующего на основании Устава Организации по постинтернату, и лицо из

    числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

    ___________________________________________________________________________

    проживающий (ая) по адресу_________________________________________________

    именуемые в дальнейшем "Стороны", в соответствии с Порядком

    постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без

    попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

    попечения родителей, утвержденным приказом Министерства образования и науки

    Республики Адыгея от ______ 2015 года N ______, заключили настоящий Договор о

    нижеследующем:

    1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

    Предметом Договора является установление постинтернатного сопровождения

    лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

    формирование и реализация индивидуального плана сопровождения и адаптации

    (приложение к настоящему Договору)

    ___________________________________________________________________________

    (Ф.И.О., дата рождения)

    ___________________________________________________________________________

    (место рождения)

    ___________________________________________________________________________

    (место жительства и регистрация)

    паспорт серия ________ N _________, _______________________________________

    (когда и кем выдан)

    2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

    2.1. С целью исполнения настоящего Договора Стороны обязуются:

    Организация по постинтернату:

    2.1.1. Содействовать в защите прав и охраняемых законом интересов лицу

    из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях

    обеспечения его успешной социальной адаптации.

    2.1.2. Соблюдать права и законные интересы лица из числа детей-сирот и

    детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которого установлено

    постинтернатное сопровождение.

    2.1.3. Содействовать в предоставлении мер социальной поддержки лицу из

    числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    2.1.4. Формировать совместно с лицом из числа детей-сирот и детей,

    оставшихся без попечения родителей, индивидуальный план сопровождения и

    2.1.5. Оказывать содействие в дальнейшем самоопределении и социальной

    адаптации лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

    родителей, получении им образования и лечения во взаимодействии с

    соответствующими организациями и физическими лицами (родственниками и

    близкими).

    2.1.6. Предоставлять Организации по постинтернату сведения, необходимые

    для исполнения плана.

    2.1.7. Сообщать об изменении персональных данных и других сведений,

    необходимых для плана.

    2.2. Стороны вправе:

    Организация по постинтернату:

    2.2.1. Получать с согласия лица из числа детей-сирот и детей,

    оставшихся без попечения родителей, необходимые сведения о нем.

    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по изменению

    Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

    2.2.3. Обращаться в Организацию по постинтернату за содействием в

    защите своих прав и охраняемых законом интересов.

    2.2.4. Обращаться в Организацию по постинтернату за

    психолого-педагогической, социально-правовой и иной помощью в целях

    обеспечения успешной социальной адаптации.

    2.2.5. Вносить предложения по изменению плана.

    2.2.6. Обращаться в Организацию по постинтернату с инициативой о

    расторжении Договора.

    3. СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

    Настоящий Договор заключен на срок с ____________до____________.

    4. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

    4.1. В Договор могут быть внесены изменения в письменном виде по

    соглашению Сторон.

    4.2. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе

    лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а

    также в случае перемены лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

    попечения родителей, места жительства.

    4.6. Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

    родителей, извещает Организацию по патронату о намерении расторгнуть

    Договор за 5 рабочих дней.

    5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    5.1. Любые изменения к настоящему Договору имеют силу, если они

    оформлены в письменном виде, подписаны Сторонами и не противоречат

    законодательству Российской Федерации и Республики Адыгея.

    5.2. Договор составлен в двух экземплярах, для каждой из Сторон, каждый

    из которых имеет одинаковую юридическую силу.

    6. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

    Организация по постинтернату Лицо из числа детей-сирот и детей,

    оставшихся без попечения родителей:

    Ф.И.О., данные паспорта,

    место жительства

    подпись руководителя; печать. подпись.

    Приложение. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ

    Приложение
    к Форме договора
    о постинтернатном
    сопровождении и адаптации

    Согласовано
    Руководитель структурного
    подразделения органа местного
    самоуправления муниципального
    образования, реализующего переданные
    государственные полномочия
    по опеке и попечительству

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ

    I. Общие сведения о лице, в отношении которого установлено постинтернатное сопровождение:

    Дата обращения ___________________________________________________________

    Ф.И.О. ___________________________________________________________________

    Дата рождения ____________________________________________________________

    Место жительства, телефон ________________________________________________

    Семейное положение _______________________________________________________

    Наличие сведений о членах семьи __________________________________________

    Место проживания до совершеннолетия ______________________________________

    Наименование профессиональной образовательной организации ________________

    __________________________________________________________________________

    Курс, дата окончания _____________________________________________________

    Профессия ________________________________________________________________

    Место работы, должность___________________________________________________

    Доход ____________________________________________________________________

    Сведения о наличии судимости _____________________________________________

    Потребности на момент обращения___________________________________________

    __________________________________________________________________________

    Наличие жилья ____________________________________________________________

    Увлечения, занятия в свободное время _____________________________________

    __________________________________________________________________________

    Круг общения _____________________________________________________________

    Вредные привычки _________________________________________________________

    Общее состояние здоровья (со слов) _______________________________________

    Диспансерный учет ________________________________________________________

    Трудности на момент обращения ____________________________________________

    II. Основные задачи по направлениям совместной деятельности:

    Здоровье _________________________________________________________________

    Образование ______________________________________________________________

    Трудоустройство __________________________________________________________

    Проживание _______________________________________________________________

    Обустройство и быт _______________________________________________________

    Социальные контакты ______________________________________________________

    Прочее ___________________________________________________________________

    III. Маршрут сопровождения

    Органы, участвующие в реализации индивидуального плана сопровождения и адаптации

    Мероприятия <*>

    Результат

    Организация по постинтернату

    1.
    2.
    3.
    ...

    Орган опеки и попечительства по месту жительства

    1.
    2.
    3.
    ...

    Профессиональная образовательная организация

    1.
    2.
    3.
    ...

    Организация, в которой выпускник работает

    1.
    2.
    3.
    ...

    Центр занятости

    1.
    2.
    3.
    ...

    Организация
    здравоохранения

    1.
    2.
    3.
    ...

    Правоохранительные органы

    1.
    2.
    3.
    ...

    Органы управления в сфере образования и молодежной политики

    1.
    2.
    3.
    ...

    Общественные организации

    1.
    2.
    3.
    ...

    Кровная семья, родственники, близкие люди

    1.
    2.
    3.
    ...

    Организация, в которой воспитывался

    1.
    2.
    3.
    ...

    Иные заинтересованные организации и лица

    1.
    2.
    3.
    ...

    ________________

    <*> Постоянно пополняемый раздел

    Основания и дата завершения постинтернатного сопровождения

    __________________________________________________________________________

    Номер и дата заключения о готовности выпускника к самостоятельной жизнедеятельности (при прекращении постинтернатного сопровождения)

    __________________________________________________________________________

    Дата составления:

    __________________________________________________________________________

    Специалист организации Лицо, в отношении которого

    по постинтернату: установлено постинтернатное

    Условия постинтернатного сопровождения

    В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются.

    Обеспечение эффективного постинтернатного сопровождения возможно при соблюдении следующих условий:

    • ? создание развивающей среды и благоприятного психологического климата, что предполагает демократичный способ выработки решений и распределение ответственности; создание для ребенка возможности влиять на события жизни сообщества путем участия в принятии решений, управлять событиями на основе договоренности;
    • ? создание событийной общности детей и персонала, позволяющей подготовить ребенка к выходу в социум, ориентация на принятие детьми ответственности за свою жизнь;
    • ? индивидуальный подход к ребенку;
    • ? межведомственное взаимодействие, обеспечивающее успешность воспитательно-образовательного процесса: административной, методической, педагогической, психологической, медицинской.

    Среда развития ребёнка - это комплекс материально - технических, санитарно - гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в учреждениях интернатного типа.

    Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того они должны отвечать его духовным и социальным потребностям - познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.

    Материально - технические и санитарно - гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого учреждения интернатного типа.

    Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования учреждения. Эти необходимые требования включают наличие помещений для пребывания детей в интернатом учреждении, проведение режимных моментов, организации питания, осуществлению медицинских процедур и реализации образовательного процесса. Вышесказанное распишем подробней.

    Здания, помещения, оборудование.

    • 1. Месторасположение, планировка, размер и общее техническое обслуживание:
      • * наличие поблизости объектов образования, отдыха, и т.п., а также возможность поддержания связей с микросоциумом и семьями детей;
      • * наличие собственного участка, на котором располагается учреждение;
      • * соответствие размера учреждения и числа мест в нём индивидуальным потребностям детей;
      • * утверждённый порядок содержания учреждения, дворов, садов, вспомогательных сооружений, доступность детских площадок для местных детей.
    • 2. Жилые помещения:
      • * поддержание домашней обстановки в жилых помещениях учреждения;
      • * наличие площади и оборудования для игр и развлечений в соответствии с потребностями детей;
      • * наличие мест для уединения, хранения личных вещей, а также мебели и оборудования для приготовления уроков и любимых занятий;
      • * количество мест в спальне -- не более двух для подростков и четырёх для маленьких детей;
      • * наличие чётких письменных правил для персонала, руководства и детей в отношении доступа на личную площадь ребёнка.
    • 3. Наличие надлежащим образом оборудованных ванных комнат, туалетов, кухонь, бытовых помещений (количество таких помещений должно соответствовать числу мест в учреждении).
    • 4. Обеспечение учреждения надлежащими санитарно-гигиеническими условиями и условиями безопасности жизни детей и работы персонала:
      • * наличие письменно оформленных правил санитарии, гигиены и техники безопасности;
      • * обучение персонала по вопросам охраны труда в рамках программы введения в должность, включая правила санитарии, гигиены и техники безопасности в учреждении;
      • * наличие системы отчётности об опасностях, несчастных случаях и травмах;
      • * наличие системы ознакомления детей с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях;
      • * наличие ответственного в учреждении по вопросам оказания первой помощи (содержание аптечек регулярно проверяется на соответствие действующим нормам и правилам).

    Питание и приготовление пищи в интернатом учреждении.

    Наличие условий для обеспечения воспитанников качественным питанием в достаточном количестве с учётом их потребностей и пожеланий.

    Наличие условий для охраны здоровья воспитанников.

    • * обеспечение полезной и питательной пищей в надлежащих количествах (с учётом потребностей и пожеланий детей);
    • * информирование персонала по вопросам охраны здоровья детей;
    • * обеспечение непрерывности лечения детей;
    • * ответственность персонала за ежедневные мероприятия по охране здоровья детей и санитарному просвещению;
    • * включение воспитанников в программы санитарного просвещения;
    • * организация обязательной диспансеризации, плановых программ лечения, санитарно-курортного лечения воспитанников;
    • * наличие письменного плана профилактических мероприятий, осмотров

    у стоматолога, окулиста и отоларинголога, коррекционных программ в отношении физического, эмоционального и психического здоровья детей;

    • * организация необходимого лечения детей (у терапевта, стоматолога, окулиста);
    • * соблюдение периодичности медицинских осмотров;
    • * проведение мониторинга состояния здоровья детей в учреждении и патронатной семье;
    • * проведение обучения персонала, в том числе патронатных воспитателей, по вопросам охраны здоровья детей и оказания первой медицинской помощи;
    • * наличие чётких правил, направленных на предотвращение формирования у детей аддикций;
    • * организация помощи нарколога в случае формирования аддикций.

    Эргономические, эстетические и психолого-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса.

    Требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трёх основных компонентов:

    • 1. требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в интернатном учреждении;
    • 2. требования к характеру взаимоотношений педагогов с детьми;
    • 3. требований к среде развития ребёнка.

    Индивидуальный подход - принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создаёт ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближнего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребёнка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие позитивных качеств личности ребёнка.

    Межведомственное взаимодействие - это взаимодействие всех ведомств, участвующих в постинтернатном сопровождении. Цель заинтересованные ведомств - оказать реальную помощь каждому ребёнку в становлении его как личности, как гражданина. Межведомственное взаимодействие позволяет ускорить решение проблем выпускников интернатного учреждения и, в конечном счёте, повысить эффективность помощи им.

    Таким образом, наиболее ёмкое по своему содержанию условие, это, безусловно, создание развивающей среды, так как в неё входит ряд следующих условий: материально - технические, санаторно-гигиенические, эргономические и психолого-педагогические условия. Немаловажным условием является индивидуальный подход, благодаря которому достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком. Постинтернатным сопровождением занимается ряд различных ведомств, и их взаимодействие, как условие, необходимо для построения качественной системы постинтернатного сопровождения.

    Вывод по первой главе

    Проанализировав теоретические аспекты постинтернатного сопровождения я пришел к выводу что, безусловно, вопрос постинтернатного сопровождения очень мало освещён в научной литературе.

    Но сущность постинтернатного сопровождения нельзя недооценить, так как дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выходящие из детского дома, со специфическими личностными качествами, не могут адаптироваться в социуме. Проанализировав психологическую и педагогическую литературу были выявлены отличительные черты детей -сирот, такие как: бедность конкретно - чувственного опыта, нет доверия к миру, агрессивная позиция по отношению к другим людям, неспособность самому справляться с душевными болями, иждивенческая позиция, низкая самооценка и.др. И постинтернатное сопровождение призвано сгладить, отнюдь не положительные личностные качества детей - сирот, для более успешной адаптации. А выявленные нами условия постинтернатного сопровождения помогут сделать этот процесс более эффективным.

    постинтернатный сирота адаптация социум

    1

    В данной статье рассмотрена проблема социальной адаптации детей-сирот – выпускников интернатных учреждений, а также раскрыты основные направления социальной работы с данной категорией. Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь. Сегодня, как никогда остро стоит вопрос о создании государственной системы сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период постинтернатной адаптации. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа – это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их самореализацию, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении, правонарушений и преступлений. Для обеспечения более успешного вхождения выпускников детских домов в систему общественных отношений и осуществляется становление системы постинтернатного сопровождения. Это специальная работа, цель которой – помощь детям в восполнении дефицита общения, контактов и социальных связей, естественных для «обычных» детей.

    постинтернатное сопровождение

    дети-сироты

    выпускники государственных учреждений

    социальная адаптация

    Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов, оказывающих различную помощь выпускникам – в области образования, трудоустройства, получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.

    1. Диагностическая работа заключается в изучении уровня благополучия выпускник, а именно физическое состояние, наличие заболеваний, условия и сферы жизни, отношения с окружающими, способы избавления от нервного напряжения. Анализ и обработка результатов по проблемам, выявление фактов, препятствующих успешной адаптации выпускников.

    2. Развивающая и коррекционная работа. Разработка индивидуальных маршрутов постинтернатного сопровождения. Развитие способности принятия собственных эмоций, воспитание стрессоустойчивости, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме. Ознакомление с технологиями эффективной коммуникации: механизмы межличностного восприятия, психологические защиты, барьеры в общении, активное и пассивное слушание, правила конструктивного общения.

    3. Консультативная работа. Индивидуальное консультирование выпускников по проблемам самочувствия межличностных отношений; профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых отношениях; семейного консультирования, правовых отношений.

    4. Информационно-просветительская работа. Размещение на сайте государственных учреждений информации и материалов по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников учреждений. Распространение листовок с анонимными телефонами доверия, служб экстренной помощи. Оповещение выпускников о мероприятиях, проводимых по плану учреждения и специалистами постинтернатного сопровождения совместно с центрами занятости.

    5. Организационно-методическая работа. Участие в работе методических объединений специалистов, занимающихся постинтернатным сопровождением выпускников. Организация и проведение вечеров встреч выпускников на базе учреждения. Обеспечение социально-правовой документацией и методическими материалами по сопровождению выпускников. Разработка и издание методических рекомендаций для специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение выпускников учреждений. Разработка программ по постинтернатному сопровождению.

    Проблемы социальной адаптации и успешной интеграции выпускников государственных учреждений всегда существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.

    Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Поэтому именно сегодня становится актуальной проблема разработки и реализации технологии постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений.

    Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь. Задачами постинтернатного сопровождения выпускников являются: содействие в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав; обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период; повышение социального статуса выпускников государственных учреждений.

    Постинтернатное сопровождение детей-сирот понимается в широком и узком смыслах. В широком аспекте - как система осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по сопровождению выпускников детских домов для их успешной социальной адаптации и самореализации, а также минимизация потенциальной возможности их асоциального поведения и негативного воздействия на них вредных общественных структур (хулиганские группировки, преступные сообщества и т.д.)

    Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов, оказывающих различную помощь выпускникам - в области образования, трудоустройства, получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.

    Под термином «сопровождение» следует понимать комплекс действий представителей государственных и общественных структур, направленных на социализацию выпускников.

    Различные исследования отечественных социологов и других специалистов по данной проблеме (М.С. Астоянц, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева, В.Н. Ефименко, Г.В.Семья, Н.В. Пустовойт, Т.В. Сизанова, И.А.Бобылева, Е.А.Ильина, Л.П. Ослопова, Н.П. Шеховцова, С.Б. Соломатова, А.О. Шарипова), а также многочисленные социологические опросы выпускников интернатов позволяют констатировать, что при любой воспитательной системе вне семьи (дома), созданная государственной системой модель не может создать адекватные современным условиям развития общества возможности для полноценного развития детей и заменить родительское воспитание .

    Задачами постинтернатного сопровождения являются:

    Содействие в получении образования, адаптации в обществе, трудоустройстве, в защите имущественных и личных прав;

    Обеспечение реабилитационной работы в постинтернатный период;

    Повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

    В последние годы стали активно возникать новые модели работы с выпускниками интернатов. Ситуация стала активно освещаться в средствах массовой информации, проблемных научных конференциях, подниматься на уровне федеральных и местных властей.

    В 2007 году в рамках инновационной программы «Дети-сироты» были разработаны концепции и рекомендации, с целью создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей-сирот.

    Поэтому в настоящее время решению проблемы сопровождения выпускников детских домов уделяется значительное внимание как на уровне государственной политики, так и в отдельных муниципальных образованиях с учетом региональной и местной специфики.

    Проблемы постинтернатного сопровождения нашли свое отражение в развитии отечественного законодательства. Национальная доктрина российского образования до 2025 года предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации обучающихся, и в том числе воспитанников интернатных учреждений, делая особый упор на постинтернатное сопровождение выпускников как технологии социальной работы с детьми. Показательны в этом отношении послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и направленные на их реализацию поручения Президента РФ, где поднимались задачи разработки и реализации программ постинтернатовского сопровождения детей, выпускающихся из таких государственных учреждений, в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия.

    Однако до настоящего времени только незначительная часть регионов страны создали подобные модели и еще в меньших можно отметить практические позитивные результаты. Поэтому можно констатировать, что на сегодняшний день в большинстве регионов РФ отсутствуют практические модели межведомственного взаимодействия помощи выпускникам интернатов, а в других (где эти модели уже созданы), выявлены различные проблемы ее практической реализации.

    Преодоление указанной выше проблемы возможно посредством комплексной организации форм постинтернатного сопровождения, включающих ряд компонентов:

    Совершенствование нормативно-правовой базы;

    Создание и совершенствование имеющихся региональных моделей межведомственного взаимодействия;

    Оптимизация системы воспитания самих государственных заведений (интернатов, детских домов) с учетом достижений современной педагогики и в условиях развития современного социума.

    Создание научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, соответствующего требованиям законодательства и практическим реалиям .

    Проблемы социальной адаптации и интеграции выпускников государственных учреждений существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.

    Ребенок, растущий в государственных учреждениях, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Дети из таких учреждений, вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок по отношению к другим детям занимает негативную позицию.

    Дети-сироты и приемные дети являются одной из категорий детей с особыми образовательными потребностями, для которых пока не выстроена система поддержки и сопровождения в общеобразовательных организациях. В то же время они испытывают серьезные трудности в обучении и социализации, связанные с особенностями интеллектуального развития, развития эмоционально-волевой сферы и социальным развитием .

    В настоящее время выпускники государственных учреждений испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права. В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник государственного учреждения состоял в «группе риска» (являлся бомжем, находился под следствием либо уже отбывал наказание и т. д.) .

    Проблема социальной адаптации широко обсуждается в прессе и на научно-практических конференциях федерального и регионального уровня. Выпускникам приходится осваивать новое жизненное пространство (чаще всего это общежитие или квартира, в которой они были прописаны до поступления в детский дом или школу-интернат). Трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. - не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами.

    Создание центров постинтернатной адаптации в государственных учреждениях для детей-сирот на практике всего лишь продлевает срок пребывания воспитанника в детском доме до достижения им 18 лет. Нужно отметить, что цели социальной адаптации выпускников не достигаются в данной форме, так как не происходит значимых перемен в развитии социальной ситуации воспитанника. Перемены эти необходимы для актуализации его адаптивных механизмов и помощи в приобретении нового опыта, оставаясь в стенах детского дома, воспитанник-сирота просто продлевает свое интернатное детство еще на 2-3 года.

    Согласно статистике, на 2014 г. в Челябинской области находилось 55 интернатных учреждений и приютов. Необходимо отметить, что в области наблюдается разная степень развития методологии и организации данной формы.

    Так, например, в Коркинском детском доме № 2 ведется работа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая включает следующее: :

    1. Диагностическая работа заключается в изучении уровня благополучия выпускник, а именно физическое состояние, наличие заболеваний, условия и сферы жизни, отношения с окружающими, способы избавления от нервного напряжения. Анализ и обработка результатов по проблемам, выявление фактов, препятствующих успешной адаптации выпускников.
    2. Развивающая и коррекционная работа. Разработка индивидуальных маршрутов постинтернатного сопровождения. Развитие способности принятия собственных эмоций, воспитание стрессоустойчивости, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме. Ознакомление с технологиями эффективной коммуникации: механизмы межличностного восприятия, психологические защиты, барьеры в общении, активное и пассивное слушание, правила конструктивного общения.
    3. Консультативная работа. Индивидуальное консультирование выпускников по проблемам самочувствия межличностных отношений; профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых отношениях; семейного консультирования, правовых отношений.
    4. Информационно-просветительская работа. Размещение на сайте государственных учреждений информации и материалов по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников учреждений. Распространение листовок с анонимными телефонами доверия, служб экстренной помощи. Оповещение выпускников о мероприятиях, проводимых по плану учреждения и специалистами постинтернатного сопровождения совместно с центрами занятости.
    5. Организационно-методическая работа. Участие в работе методических объединений специалистов, занимающихся постинтернатным сопровождением выпускников. Организация и проведение вечеров встреч выпускников на базе учреждения. Обеспечение социально-правовой документацией и методическими материалами по сопровождению выпускников. Разработка и издание методических рекомендаций для специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение выпускников учреждений. Разработка программ по постинтернатному сопровождению.

    Таким образом, постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми характеризуется следующим:

    Созданием и апробацией инновационных моделей постинтернатного сопровождения;

    Разработкой механизмов поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений, где необходимо учитывать меняющиеся социально-экономические и политические условия, в частности, изменение законодательной базы;

    Развитием программ по социальной адаптации выпускников и разработке курсов повышения квалификации для работников учреждений начального и среднего профессионального образования;

    Моделями постинтернатной адаптации, которые требуют дальнейшего изучения для выделения факторов, способствующих и препятствующих успешной адаптации, и интеграции выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    Совершенствованием законодательной базы для включения успешных инновационных моделей социальной адаптации в государственную структуру.

    Таким образом, в настоящий момент становление системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Библиографическая ссылка

    Алибаева Д.С., Маметьева О.С. Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
    URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18026 (дата обращения: 19.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» <*> Karpeev O.V. Legal regulation of post-boarding school maintenance (problem statement, methods of solution).

    Карпеев Олег Владимирович, соискатель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета.

    В статье рассматривается актуальность правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере постинтернатного сопровождения выпускников образовательных организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отмечается сложность правового регулирования деятельности субъектов, правовой статус которых меняется в процессе этой деятельности. Предлагаются методы решения поставленной проблемы: проведение системного исследования с построением прагматической функциональной модели данного вида деятельности, с последующим моделированием общественных отношений на ее основе, а затем моделированием правовых норм.

    Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, выпускники образовательных организаций для детей-сирот, правовое регулирование социальной адаптации, правовое регулирование постинтернатного сопровождения.

    The article considers topicality of legal regulation of public relations arising in the sphere of post boarding school maintenance of graduates of educational organizations for orphans, children left without parental care and persons from orphans and children left without parental care. The author notes the difficulty of legal regulation of activities of subjects, whose legal status changes in the process of such activity; proposes methods of solution of the stated problem: carrying out of systemic research with building of pragmatic functional model of this type of activities, with further modeling of public relations on its basis, and then modeling of legal norms.

    Key words: post boarding school maintenance, graduates of educational organizations for orphans, legal regulation of social adaptation, legal regulation of post boarding school maintenance.

    В настоящее время особую актуальность приобретает решение задачи социальной адаптации выпускников образовательных организаций <1> для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот).

    <1> В данной статье используется термин, применяемый в Семейном кодексе РФ, - "организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" использует термин "учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который является более широким и включает не только "образовательные учреждения", но и "учреждения социального обслуживания населения", "учреждения системы здравоохранения" и другие учреждения.

    Министерством образования и науки РФ отмечается особая сложность периода вхождения выпускников образовательных организаций для детей-сирот (далее - выпускников) в самостоятельную жизнь, сопряженного с большими сложностями и не всегда успешно протекающего: "Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом" <2>.

    <2> Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 1011 г. N 06-369 "О направлении рекомендаций" // СПС "КонсультантПлюс".

    Авторы вышеупомянутого письма как на особую проблему указывают на формирование "у воспитанников образовательных организаций для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации".

    В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность <3>.

    <3> См.: письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 2372-РХ // СПС "Гарант".

    Наличие данной проблемы достаточно давно осознано в сфере педагогики, социологии и психологии <4>. Ее исследование в данных отраслях научного знания завершается выработкой соответствующих предложений и рекомендаций. Практическая реализация данных предложений и рекомендаций сталкивается с отсутствием правовой основы и практической сложностью осуществления мероприятий социальной адаптации в период, когда дети-сироты покидают образовательную организацию <5>.

    <4> См.: Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Чепурных Е.Е., Золотухина В.И., Семья Г.В. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М.: Интеллект-центр, 2002.
    <5> См.: Алламярова Н.В., Алексеева В.М. Правовые аспекты социального сиротства // Медицинское право. 2011. N 2 / СПС "КонсультантПлюс".

    После того как выпускник образовательной организации для детей-сирот покидает ее, до достижения им совершеннолетия или эмансипации в соответствии с п. 4 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ исполнение обязанностей его опекуна или попечителя возлагается на органы опеки и попечительства по месту его жительства (пребывания).

    Практическая сложность реализации этого полномочия является общеизвестным фактом и отмечается в целом по России.

    Помощь в жизни и деятельности выпускников со стороны органов опеки и попечительства, осуществляемую в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, нельзя признать исчерпывающей и достаточной.

    Это обусловлено ограниченностью предоставленных полномочий, ориентированностью их в основном на обеспечение первичных потребностей <6> и в ограниченный период времени (до достижения совершеннолетия или эмансипации), а также ограниченной штатной численностью органов опеки и попечительства.

    <6> См.: Там же.

    Вышеизложенное приводит к выводу о неэффективном функционировании в современной России системы органов опеки и попечительства в части обеспечения интересов выпускников.

    Решение данной проблемы путем увеличения штатной численности органов опеки и попечительства с возложением на них дополнительных полномочий по осуществлению социальной адаптации выпускников представляется неэффективным и с экономической, и с функциональной точек зрения.

    В связи с изложенным с неизбежностью следует вывод о необходимости реализации задачи по социальной адаптации выпускников путем формирования системы, обеспечивающей дополнительную помощь этой категории граждан.

    Данная система должна функционировать во взаимосвязи, но вне органов опеки и попечительства, при сохранении функции контроля ее деятельности со стороны этих органов.

    Признаками данной системы должны быть: высокая эффективность; адаптивность к изменяющимся требованиям в зависимости от количественного и качественного состава выпускников; индивидуальность применения в отношении конкретного выпускника.

    Создание данной системы обусловливает актуальность правового регулирования общественных отношений в сфере социальной адаптации выпускников. Определенная сложность нормативного регулирования данного вида деятельности дополняется изменением правового статуса выпускников, установленного законодательством РФ, в связи с их взрослением.

    Необходимость принятия нормативного акта, осуществляющего такое регулирование, требует исследования общественных отношений в сфере социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с применением системного метода.

    Как отмечает О.С. Разумов, "важность и необходимость системного подхода в постиндустриальном обществе обусловлены интегрированностью, целостностью, органической взаимосвязью и взаимодействием образующих сфер жизни..." <7>.

    <7> Разумов О.С., Благодатских В.А. Системные знания: концепция, методология, практика. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 7.

    Системное исследование предполагает осуществление следующих операций: обнаружение элементов системы; выявление свойств и качеств каждого элемента; анализ связей, отношений и зависимостей элементов системы; обобщение элементов в их качественном взаимодействии; познание функционального назначения, роли и эффективности взаимодействия системы в каждой ее части на среду и обратного влияния среды на систему <8>.

    <8> См.: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. С. 99 - 100.

    В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют федеральные нормативные акты, осуществляющие комплексное регулирование правоотношений в вышеупомянутой сфере. Нельзя сказать, что действующее федеральное законодательство полностью игнорирует проблемы детей-сирот, нормативные акты о предоставлении "дополнительных" и "отдельных" льгот или прав для данной категории граждан многочисленны. Однако, анализируя ситуацию в целом, необходимо отметить фрагментарный, непоследовательный, несистемный характер правового регулирования данной сферы на федеральном уровне.

    Следствием этого является отсутствие сформировавшегося подхода к постановке проблемы социальной адаптации выпускников в правовой науке, отсутствие строго научных разработок юридических дефиниций применительно к комплексному регулированию этих общественных отношений.

    Между тем требования практики оказались настолько насущными, что заставили законодателей отдельных регионов Российской Федерации приступить к самостоятельному нормотворчеству.

    Анализ регионального законодательства России приводит к выводу, что в настоящее время пока не сложилась единая система правового регулирования социальной адаптации выпускников, можно отметить также отсутствие единой терминологии и разницу подходов в определении основных понятий, используемых в региональных нормативных актах.

    В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы или нормативные правовые акты регионального уровня, регламентирующие организацию работы по социальной адаптации выпускников по варианту так называемого постинтернатного патроната (постинтернатного сопровождения) <9>.

    <9>

    Кроме того, законами отдельных субъектов Российской Федерации на органы опеки и попечительства возложены полномочия по постинтернатному патронату.

    Данное полномочие органов опеки и попечительства не предусмотрено действующим федеральным законодательством, но, по мнению региональных законодателей, не противоречит ему <10>.

    <10> К такому выводу приводит анализ нормы права, закрепленной в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", в соответствии с которой законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с установленными вышеупомянутым федеральным законом.

    Данный вариант предусматривает установление особого вида патроната над выпускниками как в возрасте до 18 лет, так и в возрасте от 18 лет и старше, устанавливаемого на основании договора, на возмездной основе, финансируемого из регионального бюджета.

    Региональным законодательством устанавливаются требования, предъявляемые к такому "постинтернатному воспитателю" (попечителю), ограничивается также количество опекаемых одним попечителем выпускников.

    В качестве недостатков данной системы можно отметить отсутствие возможности оказания широкого спектра квалифицированной, комплексной, специализированной помощи выпускникам, так как патронатный воспитатель не может быть специалистом во всех областях сразу, и отсутствие единства организационно-методического руководства <11> деятельностью постинтернатного воспитателя, что наводит на мысль об отсутствии преемственности процесса социальной адаптации.

    <11> Данный вывод следует из анализа региональных нормативных актов, но это может означать лишь то, что осуществление такого руководства не нашло своего отражения в законодательном акте регионального уровня, а фактически осуществляется.

    В отдельных регионах России организация работы по социальной адаптации выпускников осуществляется с созданием служб и центров социальной адаптации.

    Данные службы и центры могут функционировать как юридические лица - специализированные учреждения, основным видом деятельности которых является организация социальной адаптации выпускников, а также как структурные подразделения образовательных организаций для детей-сирот.

    Основными направлениями деятельности таких учреждений или структурных подразделений являются предоставление выпускникам консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, предоставление им при необходимости возможности временного проживания, оказание им содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов.

    Данный вариант организации социальной адаптации выпускников обеспечивает преемственность процесса социальной адаптации, а также комплексность и квалифицированность оказываемой помощи. В качестве недостатка данной модели можно отметить высокую себестоимость ее создания на начальном этапе, обусловленную необходимостью выделения помещений для функционирования учреждения, оргтехники, мебели, формирования кадрового состава и т.д.

    Как правило, данный недостаток существенно нивелируется путем формирования такого учреждения (центра или службы) на базе ликвидируемой или реорганизуемой образовательной организации для детей-сирот, с передачей всей (или части) материально-технической базы вновь создаваемому учреждению. Аналогично решается вопрос формирования кадрового состава, например, в Государственном докладе "О положении детей в Российской Федерации" за 2010 г., где отмечается наличие во многих образовательных организациях для детей-сирот "постинтернатных блоков, общежитий, социальных гостиниц, центров постинтернатной адаптации" <12>.

    <12> В 2010 г. отмечалось наличие постинтернатных блоков в 101 учреждении, что составляет 7% от общего числа. См.: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".

    Необходимо отметить, что Министерство образования РФ рекомендует начинать целенаправленную работу "по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе, преодолению так называемого кризиса выпуска, связанного с переходом выпускников учреждений для детей-сирот от регламентированной жизни в учреждении к самостоятельному выбору и принятию решений" <13>, задолго до выпуска, практически с первого дня поступления детей-сирот в образовательную организацию.

    <13> См.: письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 1011 г. N 06-369 "О направлении рекомендаций" // СПС "КонсультантПлюс".

    Полагаем, что процесс социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей-сирот навыков поведения в обществе, способности к самоконтролю и самообслуживанию, целесообразно начинать с момента достижения ими 14 лет. В более раннем возрасте данные мероприятия также необходимы, но целесообразность начала нормативно регулируемого процесса социальной адаптации именно с 14-летнего возраста в условиях образовательной организации для детей-сирот обусловлена особенностями развития большинства воспитанников (основная масса воспитанников отстает в развитии и к 14-летнему возрасту имеет уровень развития, соответствующий 10 - 12 годам). Кроме того, именно к 14-летнему возрасту формируется необходимый уровень самосознания, который характеризуется наличием способности к построению "плана на будущее", заинтересованностью в получении профессионального образования.

    Проведенный анализ был направлен на выделение элементов системы социальной адаптации выпускников в широком смысле слова. Понятие "социальная адаптация детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" по отношению к понятию "постинтернатное сопровождение выпускников" является более широким и соотносится как род с видом, включая в себя весь объем последнего.

    В результате анализа можно выделить следующие потенциально существующие элементы системы социальной адаптации детей-сирот, которые могут быть включены в систему постинтернатного сопровождения.

    1. Социальная адаптация на этапе нахождения ребенка в образовательной организации.

    Данный элемент относится к постинтернатному сопровождению выпускников как подготовительный и не входит в него в строгом смысле термина "постинтернатное", т.е. "осуществляемое после пребывания в интернате", понимая под интернатом все образовательные организации для детей-сирот, включая детские дома и т.д.

    Однако для цели социальной адаптации, с учетом особой важности данного этапа, представляется целесообразным включить этот элемент в систему постинтернатного сопровождения с проведением соответствующего правового регулирования <14>.

    <14> Организационные вопросы постинтернатного сопровождения в образовательных организациях для детей-сирот являются предметом пристального внимания государственных органов. См., например: телеграмма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 июля 2011 г. N 18-2/10/2-6484 // СПС "Гарант".

    1. Социальная адаптация на этапе от выпуска из образовательной организации до достижения выпускником совершеннолетия или эмансипации.

    Данный элемент непосредственно относится к постинтернатному сопровождению, характеризуется переходом к условиям проживания в "широком социуме", в то же время выпускник не обладает пока полной дееспособностью и нуждается в особом внимании, так как на данный этап "накладываются" проблемы "переходного возраста", характерные для всех подростков.

    1. Социальная адаптация лиц из числа выпускников образовательных организаций в возрасте до 23 лет <15>.
    <15> Верхняя возрастная граница - 23 года - обусловлена подходом, нашедшим отражение в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

    Данный элемент характеризуется наличием полной дееспособности гражданина, в то же время практика показывает, что "социальное взросление" таких граждан, к сожалению, отстает от "физиологической взрослости". В то же время осуществление постинтернатного сопровождения на данном этапе возможно только при наличии заявления гражданина об установлении такого сопровождения.

    Все элементы должны быть взаимосвязаны общим организационно-методическим руководством, позволяющим осуществлять последовательное, системное, комплексное решение возникающих проблем в оптимальных временных диапазонах, что обеспечивает достижение интегративного свойства системы. Элемент, обеспечивающий общее организационно-методическое руководство, должен представлять собой отдельный элемент системы, а не быть составной частью одного из элементов.

    Для решения поставленной задачи применим метод моделирования систем и построим прагматическую функциональную модель социальной адаптации детей-сирот как вида деятельности, которая описывает последовательность действий системы для достижения интегративного свойства, в данном случае - достижения эффекта адекватной социальной адаптации.

    На базе данной модели выстроим структурно-функциональную модель постинтернатного сопровождения в масштабе Российской Федерации, предусматривающую введение саморегулирования деятельности <16>, или в упрощенном варианте и без введения саморегулирования - для субъекта РФ <17>.

    <16> Введение саморегулирования деятельности субъектов постинтернатного сопровождения представляется делом будущего.
    <17> Автор настоящей статьи ни в коем случае не настаивает на абсолютной истинности предлагаемой модели, а, наоборот, подчеркивает необходимость адаптации ее к условиям конкретного субъекта РФ.

    Приняв данную гипотетическую (идеальную) модель в качестве истинной, осуществим моделирование правового регулирования возможных общественных отношений.

    Как правило, для решения поставленной задачи необходимо выяснить функциональное назначение, роль и эффективность взаимодействия системы в каждой ее части на среду и обратного влияния среды на систему, но в данном случае говорить о взаимодействии системы со средой нельзя в связи с тем, что система существует лишь в виде гипотетической модели.

    Для разрешения данного противоречия предлагается провести поиск аналога модели, существующего в реальности. Для этого необходимо провести исследование характерных признаков общественных отношений, подлежащих урегулированию. Выделив данные характерные черты, провести сличение их с известными характерными признаками уже урегулированных правом общественных отношений, затем провести анализ правового регулирования таких "схожих" общественных отношений с целью выделения компонентов, которые могут быть применены для регулирования интересующих нас общественных отношений. При этом вполне допустимо использование межотраслевого метода юридических исследований, который представляет собой отражение общего междисциплинарного подхода, сочетающего в себе "элементы других методов юридических исследований - сравнительно-правового и системного" <18>.

    <18> Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008. С. 144.

    В качестве "неполного аналога" предлагается принять комплекс норм, регулирующих общественные отношения в сфере несостоятельности (банкротства).

    Выбор аналога обусловлен схожестью черт, характеризующих данные общественные отношения, в частности:

    • наличие публичного интереса в правовой регламентации данных видов деятельности, сочетающегося с высокой вариативностью поведения субъектов, что обусловливает применение соответствующего метода правового регулирования;
    • последовательность, этапность данных видов деятельности, сочетающаяся с эволюцией правового статуса субъектов и объектов деятельности и как следствие - направленность правового регулирования на установление процедуры;
    • неэффективность непосредственного участия государства как субъекта возникающих общественных отношений;
    • необходимость осуществления деятельности квалифицированным субъектом;
    • необходимость государственного контроля осуществления данной деятельности;
    • делегирование исполнения отдельных управленческих функций субъекту, не входящему в структуру государственных органов, осуществляющему деятельность на принципах саморегулирования (или уполномоченной организации - для субъекта РФ).

    Изложение смоделированных правовых норм с применением правил юридической техники и выделением общего и частного дает возможность сформулировать проект федерального закона или закона субъекта РФ, регламентирующего общественные отношения в сфере постинтернатного сопровождения выпускников образовательных организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

    Результаты проведенного моделирования заслуживают рассмотрения в отдельной статье.

    Состояние воспитанников интернатных учреждений, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество жизненных путей. В тоже время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. «Самостоятельность» - это слово одновременно и пугает и «желание свободы». Поэтому выпускники выходят из детского дома с чувством страха, неуверенности, одиночества. Для многих воспитанников детский дом был родным домом около десяти лет. Если в детском доме о нём заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо самому обеспечить условия для нормальной жизни. Им предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство.

    Практически отсутствует какая бы, то ни было преемственность жизни в детском доме и самостоятельной жизни выпускников. У детей из семьи такого разрыва нет. Они, как правило, осуществляют переход к самостоятельной жизни более планомерно и у них есть определённая преемственность жизненного пространства.

    Таким образом, когда для детей - сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового пространства.

    Большой проблемой для 90% выпускников является жилищная проблема. Как правило, дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют закреплённое жилое помещение, там, где они раньше проживали со своими родственниками. За время проведённое ребёнком в детском доме родители, лишенные родительских прав, всё больше спиваются, деградируют как личности, и жить с ними в одной квартире просто невозможно. Одной из причин, усугубляющих неблагополучное положение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится сокращение доли государственного строительства. Не соблюдаются нормы жилищного законодательства, предусматривающие сохранение жилплощади за детьми, помещенными на воспитание в государственные детские учреждения, к родственникам, опекунам. К сожалению, нередко органы опеки и попечительства, администрации интернатных учреждений не принимают должных мер к закреплению жилой площади за данной категорией граждан. Это позволяет лицам, лишенным родительских прав, другим членам семьи, опекунам, жилищным органам распоряжаться ею вопреки правам и законным интересам несовершеннолетних. После выхода из детского дома подросток, у которого есть родители, часто возвращается в их квартиру и вновь погружается в асоциальную среду неблагополучной родительской семьи.

    Более 50% выпускников считают, что у них не шансов найти приемлемые условия сосуществования с родителями и родственниками. В то же время отсутствие позитивного образца отношений «родитель - родитель» и «родитель - ребенок» приводит к смещению ценностных ориентаций: в системе жизненных ценностей выпускников детских домов, заботливые родители и родственные связи как самоценность фигурируют лишь у 14 %.

    Психологические проблемы появляются и во время учёбы в профессиональных учебных заведениях. «Стыдно признаться, что детдомовец, боясь жалости к себе» - вот мнение одного из выпускников. Это могли бы сказать многие. Часто воспитанники детских домов скрывают от своих сокурсников, что они воспитывались в детском доме. Сказать, что тебя предали самые близкие люди - страшно стыдно.

    Им сложно бывает найти друзей из числа «домашних» сверстников. «Мы разные. Они мыслят по-другому. Мы слишком выкладываем всё о себе, а потом получаешь за это насмешки», так считают некоторые выпускники.

    Выражение «грызть гранит науки» часто имеет почти конкретный смысл. Для многих тяжело даётся учёба. Сегодня только 6% выпускников детских домов поступают в высшие учебные заведения, 23 - 33% - в учреждения среднего профессионального образования, 60% - в учреждения начального профессионального образования.

    Радует, что сокращается доля выпускников, устраивающихся на работу без профессиональной подготовки.

    В первый год после выхода из детского дома выпускники нуждаются в поддержке. Более 50% считают необходимым, чтобы с ним был кто - то рядом, иначе они испытывают беспомощность. Они надеются на покровительство без опоры на собственные ресурсы.

    Очень часто выпускники не умеют правильно пользоваться самостоятельностью, хотя находясь в детском доме, стремятся к ней. Под любым предлогом прогуливают учебные занятия, не умеют правильно распоряжаться своим бюджетом.

    Ощущение сиротства сопровождает выпускников детских домов на протяжении всей жизни. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась их жизнь, зависят частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы дети-сироты заслуженно или незаслуженно объясняют одиночеством, воспитанием в детском доме и предвзятым отношением к ним окружающих.

    Проблемы сироты не решаются не только до достижения им 23 лет, как это предусмотрено законом, а в течение всей жизни.

    Похожие статьи