• Патриотический уголок в детском саду: оформление своими руками. Семейные традиции как средство создания единого пространство развития ребенка в семье и детском саду Традиции детского сада

    22.12.2023

    Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Существуют традиции семейные, корпоративные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования.

    Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. В нашей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.

    Итак, представляем вашему вниманию традиции нашей группы:

      «Утро радостных встреч».
      Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

      «Календарь настроения».
      Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.

      «Отмечаем день рождения».
      Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

      «Неделя экскурсий».
      Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работаю в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми.

      «Экскурсия в школу».
      Цель: Готовить детей к вхождению в «мир школы», формировать психологическую готовность к школьному обучению.

      «Прогулки по нашему поселку».
      Цель: Расширять знания детей о том месте, где они живут, воспитывать любовь к своей родине, формировать нравственные и патриотические чувства.

      «Семейная мастерская».
      Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.

      «Книжкин день рождения».
      Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

      «Дорогой памяти».
      Цель: Вызвать у детей гордость за свою страну и свой народ, воспитывать патриотические чувства.

      «Мы идем в музей».
      Цель: Вызывать у детей желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.

      «Украсим наш сад цветами».
      Цель: Вызвать у детей желание помогать взрослым, привлекать к посильному труду, воспитывать любовь к природе.

      «Чистая пятница».
      Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде.

      «Мы всегда вместе».
      Цель: Формирование между детьми доброжелательных дружеских отношений.

    Праздники, которые по традиции мы отмечаем в группе.

    • «День знаний» (1 сентября)
    • «Осенины»
    • «День воспитателя» (27 сентября)
    • «День музыки» (1 октября)
    • «День народного единства» (4 ноября)
    • «День ребенка» (20 ноября)
    • «День матери» (27 ноября)
    • «Новый год»
    • «День защитника Отечества» (23 февраля)
    • «Масленица»
    • «Международный женский день 8Марта»
    • «Международный день птиц» (1 апреля)
    • «День смеха» (1 апреля)
    • «День космонавтики» (12 апреля)
    • «Международный день земли» (22 апреля)
    • «Пасха»
    • «День труда» (1 мая)
    • «День Победы» (9 мая)
    • «Международный день защиты детей»
    • «День России» (12 июня)

    Список литературы:

    1. Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс».
    2. Шапошникова С.В. «Групповая традиция в детском саду».

    Консультация для родителей «Семья и семейные ценности»

    Тарасенко В.Н., воспитатель МБДОУ д/с «Ласточка» г. Ноябрьск

    Что такое семья?

    Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

    В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

    Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

    Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

    Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

    О семейных традициях

    Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

    Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

    В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

    Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

    Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым словам, затем - передают свое ко всему этому отношение.

    То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

    Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

    Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

    Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день) , так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

    Семейные традиции и ритуалы:

    • позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
    • в вашей семье состоится то, что заведено;
    • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
    • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день - праздник";
    • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
    • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
    • Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
    • повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
    • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
    • можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

    Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник - вторую. Можно придумать и специальные формы прощания - вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и... очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни - одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, - например, как держать палочки или... пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник впервые выходные лета. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

    День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, - лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник - повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное - почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.

    Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

    Да будет уютно и светло в Вашем доме!

    Актуальность

    Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

    В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.

    В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

    Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

    Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

    • Повышение престижа семьи;
    • Развитие интереса к семейным традициям, реликвиям;
    • Формирование элементарных знаний о правах человека;
    • Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей;
    • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

    Методы проектирования:

    • Прогнозирование;
    • Планирование;
    • Моделирование.

    Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.

    Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

    Возраст детей 5-6 лет.

    Проект реализуется в 5 этапов.

    1 этап «Выбор темы»

    Катя и Даша пришли в детский сад с загорелыми лицами после выходного дня и рассказали о своей поездке на отдых семьями. Дети стали интересоваться, как они загорели, ведь на улице ещё снег лежит. Оказалось, что они катались на лыжах весь день, поэтому и загорели. Девочки и их родители дружат семьями и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семья». Увидев, что дети заинтересовались этой темой, на утреннем круге были заданы вопросы: «Что дети знают о семейных традициях? Что такое семейные реликвии? Кем работают родители? Кем работали бабушка и дедушка?»

    Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».

    Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на свои вопросы?
    • Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру
    • Где работают родители
    • Где учится брат, сестра
    • Когда у меня день рождения
    • Когда день рождения у брата, у сестры
    • Свой адрес
    • Что такое семейные традиции?
    • Что такое реликвия?
    • Кто самый главный в семье?
    • Что лежит у бабушки в сундуке?
    • Кем работали бабушка и дедушка?
    • Зачем празднуют день рождения?
    • Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?
    • Когда мы поедем на дачу, в деревню?
    • Спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки
    • Спросить у воспитателя
    • Спросить у сестры, брата
    • Спросить у друзей
    • Сходить на экскурсию
    • В книгах
    • В энциклопедии
    • Сходить в кино
    • Спросить у тех, кто работает в музее

    2 этап «Сбор сведений»

    Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:

    • Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
    • Изучить историю составления родословной;
    • Организовать встречи с родителями и специалистами;
    • Привнесение в группу предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
    • Организовать игровую деятельность;
    • Организовать экскурсию.

    3 этап «Выбор проектов»

    Задача воспитателя – помочь детям выбрать какой проект они будут осуществлять.

    Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.

    Возможные проекты по теме «Семья»

    4 этап «Реализация проектов»

    Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

    Разделы программы Виды деятельности Сроки
    Игровая деятельность
    • Сюжетно-ролевая игра «Военные учения», «Служба спасения», «Строительство», «Дом», «Семья», Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
    • Дидактические игры «Моя квартира», Кому что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?».
    • Игры – драматизации по произведениям: «Гуси лебеди», «Красная шапочка», «Репка», «Самый маленький гном».
    • Строительные игры «Мебель для дома».
    • Инсценировка «Три мамы».
    • Оформление родительского стенда на тему: «Во что играли наши бабушки».
    Февраль
    Социальное развитие
    • Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.
    • Беседа на тему: «Права и обязанности в семье».
    • Знакомство с правовым словариком на тему: «Я и СЕМЬЯ».
    • Просмотр семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.
    • Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
    • Беседа на тему: «Традиции нашей семьи»
    • Знакомство с семейными реликвиями.
    • Беседа на тему: «Что я знаю о своём родном городе Новосибирске».
    • Беседа на тему: «Путешествие в другую страну» или «В каких странах вы побывали с родителями».
    Февраль
    Коммуникативное развитие
    • Составление творческих рассказов на тему «Моя семья самая хорошая», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха».
    • Беседы на тему «Профессии моих родителей», «Что есть в нашем городе для детей».
    • Беседа: «Кто может служить в армии», повторение стихов, песен о Российской армии.
    • Оформление родительского стенда к празднику «День Защитников Отечества»
    • Спортивная эстафета «Юные солдаты» с участием пап.
    • Беседа о международном женском дне», разучивание стихов, песен о маме, сценки «Три мамы», показ дефиле.
    • Оформление родительского стенда к празднику «8 Марта».
    • Проведение утренника, посвящённого «8 Марта».
    Февраль
    Здоровье и физическое развитие
    • Беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
    • Рассказы детей о семейных походах в бассейн, катаниях на лыжах, коньках, санках.
    Февраль
    Познавательное развитие
    • Фотовыставка «Семейные увлечения».
    • Изготовление подарков для мам и бабушек к празднику «8 Марта».
    • Участие в конкурсе «Лучший букет для мамы» своими руками.
    • Знакомство с «Семейным бюджетом» или «Откуда берутся деньги в нашей семье?».
    • Составление словарика имён членов семьи «Значение имени».
    • Выставка «Бабушкин сундучок», игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек.
    Февраль
    Эстетическое развитие
    • Художественное творчество: «Моя любимая семья», «Мамин портрет», «Мой дедушка», «Дома на нашей улице».
    • Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», Л.Толстой «Косточка». Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка».
    • Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
    Февраль
    Взаимодействие с родителями
    • Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.
    • Анкетирование на тему: «Как развита фантазия у вашего ребёнка».
    • Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
    • Мини проект «Счастливый выходной день».
    • Фотовыставка «Семейное хобби, увлечение, традиция».
    • Семейный конкурс «Снежных фигур» на территории детского сада.
    • Конкурс для пап и дедушек - изготовление кормушек для птиц.
    • Презентация проекта «Генеалогическое древо семьи».
    Февраль

    Схема осуществления проекта «Семья . Семейные традиции».

    5 этап «Презентация»

    Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.

    Игра-драматизация по сказке «Самый маленький гном».

    Творческие рассказы детей на тему: «Выходной день в моей семье».

    «Генеалогическое древо семьи».

    Результат.

    1. Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
    2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
    3. Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей.
    4. Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
    5. Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.

    Используемая литература:

    1. Астахов П.А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).
    2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
    3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
    4. Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.–160с.
    5. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
    6. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.
    7. Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
    8. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
    9. Оберемок С.М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 45 с.

    Непонимание между родителями и детьми негативно отражается в первую очередь, на ребенке. Многие родители в выходные и праздничные дни стараются занять ребенка просмотром телевизора или игрой на компьютере.

    Очень сложно порой донести до родителей и объяснить, что малыша надо не только вкусно накормить и модно одеть, но и общаться с ним, научить его общаться, размышлять.

    Как это изменить? Как привлечь родителей к совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей активными участниками педагогического процесса?

    Это происходит не только потому, что родители очень заняты. Порой они не знают, как организовать досуг детей в домашних условиях. Какие семейные традиции могут этому поспособствовать?

    Что же такое семейные традиции? В толковых словарях это понятие раскрывается следующим образом: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

    Поэтому, мы начали работать над проблемой формирования семейных традиций воспитанников детского сада, используя такую форму организации совместной деятельности детей и воспитывающих взрослых, как образовательный проект.

    Исходя из цели проекта, мы использовали активные формы работы с родителями и разработали план реализации проекта.
    Чтобы изучить семьи воспитанников, получить информацию об интересах родителей, выявить проблемы по вопросам семейного воспитания и организации совместного проведения времени в семье, а в дальнейшем направлять и просвещать родителей в вопросах развития ребёнка, провели анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания.

    По результатам анкетирования были выявлены семьи, испытывающие затруднения в организации семейного отдыха. С данными семьями проводились: консультации о семейных традициях, индивидуальные беседы с папами «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». В уголке для родителей разместили памятку «Как организовать семейные праздники».

    С целью формирования семейных традиций, было проведено Родительское собрание в форме Гостиной, в ходе которой мы пытались заинтересовать детей и родителей изучением истории происхождения своей семьи; прививали уважение к семейным традициям, способствовали становлению личности дошкольников с помощью изучения жизни своих предков и родословной.

    В приближении праздников, посвященных Международному женскому дню, разработали план взаимодействия сотрудников детского сада и родителей по проведению совместного мероприятия. Творческая группа коллектива модифицировала сценарий утренника «Манин день», к реализации которого активно подключились родители воспитанников старшей группы.

    Итогом работы по реализации данного проекта стала фото выставка «Мы отдыхаем».

    Что могут дать семейные традиции человеку? Они способствуют всестороннему развитию ребенка. Ведь традиции предполагают неоднократное повторение каких-то действий, т.е., стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ней, он со временем перестает бояться неизвестности. А зачем пугаться, если все постоянно, стабильно, и близкие рядом? Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто менторов, но и друзей, с которыми интересно совместно проводить свободное время.

    Для взрослого семейные традиции дают ощущение единства со своими родственниками, сближают, укрепляют чувства. Ведь нередко это минуты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими людьми, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.

    И, наконец, это культурное обогащение семьи. Она становится полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой неоценимый вклад в дальнейшее развитие нашей страны.

    Это далеко не все положительные стороны семейных традиций. Но даже этого уже достаточно, чтобы задуматься: а чем живет моя семья?

    Семейные традиции как средство создания единого пространство развития ребенка в семье и детском саду

    Супонева Екатерина Александровна, МОУ Детский сад № 22, воспитатель, Волгоград

    Непонимание между родителями и детьми негативно отражается в первую очередь, на ребенке. Многие родители в выходные и праздничные дни стараются занять ребенка просмотром телевизора или игрой на компьютере.

    Очень сложно порой донести до родителей и объяснить, что малыша надо не только вкусно накормить и модно одеть, но и общаться с ним, научить его общаться, размышлять. Как это изменить? Как привлечь родителей к совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей активными участниками педагогического процесса?

    Это происходит не только потому, что родители очень заняты. Порой они не знают, как организовать досуг детей в домашних условиях. Какие семейные традиции могут этому поспособствовать?

    Что же такое семейные традиции? В толковых словарях это понятие раскрывается следующим образом: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

    Поэтому, мы начали работать над проблемой формирования семейных традиций воспитанников детского сада, используя такую форму организации совместной деятельности детей и воспитывающих взрослых, как образовательный проект.

    Исходя из цели проекта, мы использовали активные формы работы с родителями и разработали план реализации проекта.

    Чтобы изучить семьи воспитанников, получить информацию об интересах родителей, выявить проблемы по вопросам семейного воспитания и организации совместного проведения времени в семье, а в дальнейшем направлять и просвещать родителей в вопросах развития ребёнка, провели анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания.

    По результатам анкетирования были выявлены семьи, испытывающие затруднения в организации семейного отдыха. С данными семьями проводились: консультации о семейных традициях, индивидуальные беседы с папами «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». В уголке для родителей разместили памятку «Как организовать семейные праздники».

    С целью формирования семейных традиций, было проведено Родительское собрание в форме Гостиной, в ходе которой мы пытались заинтересовать детей и родителей изучением истории происхождения своей семьи; прививали уважение к семейным традициям, способствовали становлению личности дошкольников с помощью изучения жизни своих предков и родословной.

    Похожие статьи