• Инновационный проект по правовому воспитанию. Социально педагогический проект по правовому просвещению воспитанников детских домов «Лесенка прав и обязанностей. Основные мероприятия проекта и его направлений

    24.01.2024

    Паспорт проекта

    Наименование проекта: Проект Центра правовой и деловой информации МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова по изучению и формированию правовой культуры учащейся молодёжи МО Алексинский район «Библиотека – школа правовой культуры» на 2014 - 2015 годы.

    Проблема: В настоящее время у большей части современной российской молодежи уровень правового сознания и правовой культуры достаточно низок, что выражается в правовой безграмотности, в правовом нигилизме многих молодых людей, низком уровне сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей, постоянно растущим числом правонарушений в подростковой среде и др.

    Обоснование необходимости проекта

    Социально-экономические и политические перемены в жизни российского общества привели к кризису социокультурных ценностей, в том числе среди учащейся и студенческой молодежи. Изменяющееся содержание всех сторон жизни и деятельности нашего общества отразилось, безусловно, и на состоянии правовых явлений и отношений. Так, значительно возрос уровень правонарушений и иных форм поведения, отклоняющихся от общепринятых правил поведения и социальных норм. В этой связи, назрела необходимость повысить уровень правовой культуры личности молодого человека, находящегося в завершающей стадии первичной социализации и в начальной стадии вторичной социализации.

    Тема формирования правовой культуры является актуальной для любого цивилизованного государства. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих учебное заведение, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

    Правовая культура личности выражается не только в уровне знаний индивидом законов, но и в его правовой активности, проявляющейся в умении применять эти знания в жизни, в отношении к существующей в стране правовой системе, а также в способности к самообразованию в области права и стремлении личности к самостоятельной защите своих прав.

    Особую значимость правовые знания представляют для подростков и людей молодого возраста, которые станут преемниками традиций гражданского общества в России. Знание закона сегодня – насущная проблема каждого человека. Правовая культура и знания позволяют избежать множества ошибок и оградить себя от возможных опасностей, которые подстерегают человека в обыденной жизни.

    В современном обществе средствами правовой информированности граждан, влияющими на формирование правовой культуры личности, являются такие социальные институты, как семья, учебные заведения, учреждения культуры, государство, общественные объединения. Большую роль в данном вопросе играют СМИ: в них публикуются (транслируются) новые редакции законов и других нормативных правовых актов.

    Важное место в системе формирования правовой культуры учащейся и студенческой молодежи Алексинского района занимает Центр правовой и деловой информации (ЦПДИ), действующий на базе МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова. В своей деятельности сотрудники ЦПДИ не только осуществляют информационную функцию, но и содействуют образовательному процессу, в частности, распространению правовых знаний среди учащихся школ, средних специальных учебных заведений.

    Основание для разработки

    Цель проекта: создание условий для формирования правовой культуры среди учащейся молодёжи МО Алексинский район.

    Проект предусматривает решение следующих задач:

    • обеспечение свободного доступа учащихся к социально-правовым информационным ресурсам библиотеки и сети Интернет;
    • популяризация правовых знаний и информационных ресурсов правовой и социальной тематики среди подростков и юношества;
    • распространение информации в области права, защиты прав детей и молодёжи;
    • организация сбора информации, пополнение фонда библиотеки правовой литературой, периодическими изданиями, законодательными документами, регламентирующими права детей, молодёжи, ответственность граждан и учреждений за обеспечение этих прав;
    • развитие навыков защиты своих прав у подростков и юношества с помощью правовых игр и других мероприятий правовой тематики;
    • профилактика правонарушений среди подростков;
    • воспитание патриотизма и любви к Родине.

    Ход реализации проекта.
    Основные направления реализации проекта

    В рамках проекта определены основные направления по изучению правовой грамотности и гражданской активности, формированию правовой культуры молодежи:

    • проведение анкетирований, соцопросов с целью выявления знаний по праву;
    • анализ информации, полученной путем анкетирований, выработка рекомендаций по формированию правовой культуры учащейся молодёжи;
    • проведение бесед, открытых уроков, информационных часов и правовых игр в школах, техникумах, училищах и в Центре правовой и деловой информации МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова с целью повышения правовой и политической культуры молодежи, формирования у неё активной жизненной позиции;
    • организация встреч молодежи с представителями органов местного самоуправления, администраций с целью повышения информированности молодежи, формирования интереса к правовой и политической жизни страны;
    • внедрение инновационных форм работы с молодежью.

    Основные целевые группы, на которые направлен проект

    Проект направлен на изучение и формирование правовой культуры учащейся молодёжи муниципального образования Алексинский район.

    Инициатор проекта

    Центр правовой и деловой информации МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова.

    Партнеры в реализации проекта

    В деле воспитания правовой культуры учащейся молодёжи Центр правовой и деловой информации тесно сотрудничает с:

    • Администрацией МО Алексинский район;
    • Комитетом по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО Алексинский район;
    • Территориальной избирательной комиссией;
    • учебными заведениями общего среднего и профессионального образования Алексинского района (МБОУ «СОШ № 1,3»; училища, техникумы);
    • СМИ.

    Сроки реализации проекта: 2014-2015 гг.

    Механизм реализации проекта основывается на подготовке документации, планировании мероприятий (см. план работы Школы правовой культуры на 2014-2015 гг.), проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами проекта.

    Наталья Михальченко
    Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя»

    Проект по правовому воспитанию в старшей группе

    «Право ребёнка на имя » .

    «Имя – тончайшая плоть,

    посредством которой

    объявляется духовная

    сущность…

    П. А. Флоренский

    Актуальность и важность проблемы;

    Человеческое достоинство-это источник прав и свобод , признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

    Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

    Знание прав - это щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

    Каждый ребенок должен знать свои права , обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Изучение Конвенции о правах ребенка - один из путей, с чего следует начинать т. е со статьи №7.

    Цель : формировать у детей старшего дошкольного возраста

    представления о правах человека .

    Объект исследования : дети (5-6 лет)

    Задачи проекта :

    Познакомить детей с понятием «право »

    Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

    Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

    - воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

    Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

    Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

    Проблемный вопрос : «Для чего необходимо знать свои права »

    Гипотеза : Если знать свои права

    Критерии оценки проекта :

    1. Важность темы проекта ;

    2. Полнота раскрытия темы;

    3. Оригинальность решения проблемы;

    4. Использование средств наглядности.

    Ожидаемый результат проекта :

    1. Активизация детской творческой активности.

    2. Повышение компетентности детей, их родителей, участников педагогического процесса в вопросе «Права ребенка на имя » .

    Тип проекта : познавательно-игровой.

    Вид проекта : краткосрочный(1-неделя)

    Участники проекта : дети (4-5лет, педагоги, родители.

    План реализации проекта .

    1 этап - подготовительный;

    2 этап – основной (Совместная деятельность детей, родителей, воспитателя ) ;

    3 этап – заключительный результат;

    Этапы проекта :

    1. Предварительная работа : ознакомление детей, родителей с Конвенцией о правах ребенка т . е. со статьёй №7.

    2. Чтение художественной литературы детям.

    3. Подбор наглядного и методического материала.

    4. Составление перспективного плана проектной деятельности .

    5. Реализация проекта .

    6. Подведение итогов.

    Формы и методы работы с детьми (реализации проекта ) :

    1. Беседы по теме.

    2. Использование сказочных персонажей.

    3. Решение проблемных ситуаций.

    4. Практическая деятельность.

    5. Экскурсия в другие группы .

    6. Ролевые, дидактические, настольные игры.

    7. Самостоятельная детская деятельность.

    8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка и т. д., конструктивная деятельность.

    9. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

    10. Развлечение, викторина.

    Этапы проекта :

    I этап – подготовительный :

    1. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала и пособий для детей; анкетирование родителей, анализ педагогических наблюдений.

    2. Составление плана основного этапа проекта .

    II этап – практический :

    1. Организация работы по решению задач проекта .

    2. Мотивация участников проекта к деятельности , формирование устойчивого интереса детей к тематике проекта .

    3. Вовлечение родителей и детей в процесс реализации проекта .

    IIIэтап – заключительный :

    1. Презентация проекта .

    2. Анализ и обобщение результатов работы.

    Взаимодействие с родителями :

    1. Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

    2. Наглядная агитация : папки-передвижки по темам, буклеты, презентации.

    План перспективного планирования недели проекта

    «Право ребенка на имя » .

    Работа с детьми.

    день Беседа по теме : «Что такое права человека » . Цели :познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка , формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

    Малой подвижности игра : «Цепочка имён» .Цель :знакомство с детьми, сопоставление их имен с именами детей своей группы , воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и малышам.

    день Дидактическая игра «Ласковое имя» . Цель : уточнить представления о семье и принадлежности к ней ребенка. Беседа по теме : «Какие права есть у вашего ребенка?» .

    Целевая прогулка : «Какие есть имена?» цель : идентификация себя со своим именем; формирование позитивного отношения к своему «Я» ; развивать внимание, быструю реакцию.

    день ООД по теме : «Ты и твоё имя» . Цели;познакомить детей с правом на имя , научить применять это право в жизни , способствовать социально нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

    Лепка «Символ моего имени» . Цели : продолжать знакомить детей с правом на имя ; развитее творческих способностей.

    день Игра – викторина :«Измени имя» .Цели : уточнить их представления о правах на имя , закрепить знания о том, у каждого человека есть имя и от имени можно образовывать производные; развивать мышление, внимание, умение рассуждать; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

    Чтение худ. лит-ры : Э. Успенский «Ты и твое имя» . Цели : побуждать детей к внимательному прослушиванию стихотворения; выучить наизусть, используя новую лексику; отвечать на вопросы к данному тексту; активизировать речь детей; воспитывать желание знать свои права .

    Развлечение «У кого сегодня именины» .цели :закрепить знания детей о том, что у каждого человека есть права на имя ; развивать коммуникативные способности; способствовать сплочению группы .

    Работа с родителями : беседа «Что такое права человека » ; анкетирование родителей «Какие вы знаете документы по правам ребенка ?";домашнее задание для родителей "Узнать историю имени своего ребёнка ";решение родителями проблемных ситуаций «Имя моего ребёнка » ;консультация для родителей «Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки» .

    Гипотеза подтвердилась : Если знать свои права , то можно ими оперировать в нужной ситуации.

    ИТОГИ ПРОЕКТА :

    1. Формирования у детей правовой компетентности ;

    2. Дети познакомились со значениями слов : конвенция, право , прозвище, семья.

    3. У детей развивается чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .

    4. У родителей развиты чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей .

    Дальнейшее развитие проекта

    В дальнейшем можно продолжить работу в этом же направлении , разработка сценариев для проведения занятий, памяток для родителей и тд.

    Список литературы

    1. Астахов П. Я и семья. М. ,2009.

    2. Давыдова О. И., Вялкова М. С. Беседы об ответственности и правах ребёнка «Творческий Центр» М. 2008.

    4. Мои права . Информационно – деловое оснащение ДОУ. /ред. Ермолаев С. Д., Изд – во «ДЕТСТВО - ПРЕСС» .

    5. Фесюкова Л. Б Моя семья : Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков : Изд – во «Ранок» ,2009.

    6. Харитончик Т. А. Правовое воспитание – Волгоград : Изд- во «Учитель»

    7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка . Москва : Изд-во «Творческий Центр» , 2008

    Республика Саха (Якутия)

    МР «Жиганский национальный эвенкийский район»

    МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа»

    «Правовое просвещение учащихся»

    Утвержден

    с. Жиганск

    Актуальность проблемы

    Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

    На уровне семьи и личности можно констатировать все возрастающую заинтересованность в формировании правовой компетенций всей семьи и каждого ее члена в отдельности, т. е. способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали. Однако в связи с тем, что в стране происходит непрерывный процесс нормотворчества, обновления законодательства, накопления правоприменительной практики, разрыв между современным демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения становится все заметнее. Отсутствие опыта выстраивания модели собственного поведения в условиях постоянного обновляющейся нормативно-правовой базы усложняет формирование правого сознания подростков и детей младшего школьного возраста. Родители не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромном массе создающихся и исчезающих законов и подзаконных актов - не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее практическим применением. Поэтому то, что в странах с длительной правовой традицией закладывается в семье, в наших условиях должно иметь поддержку извне, стать предметом целенаправленной работы существующих и заинтересованных в этом государственных и общественных институтов.

    Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству ОВД, КДН и общественные организации.

    Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума, юридических и юридических организаций.

    В ходе определения актуальности и значимости программы по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения, которая рассчитана на учащихся всех ступеней школьного обучения – младшей (начальная школа – 1-4 классы), средней (основная школа – 5-9 классы) и старшей (средняя школа – 10-11 классы), их родителей.

    Нормативно-правовая основа:

    Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся и родителей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Гарант», «Консультант», а также к правовой литературе, содержащей в библиотечных фондах, и Интернет – ресурсам.

    Цель: правовое просвещение учащихся, и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

    1. Формирование гражданско-правовой культуры школьников

    2. Правовое просвещение детей «группы риска» и их родителей.

    Работа с учащимися начальная школа

    Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;

    Понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т. д.);

    Приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими;

    Знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения): этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;

    Получения первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу).

    Предлагаемые модули

    Предлагаемые темы

    Правила вокруг нас

    Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка – документ, который тебя защищает.

    Мой класс и мои друзья

    Права учащихся в нашей школе и в нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.

    Азбука пешехода

    Участники дорожного движения. Виды пешеходных пешеходов. Сигналы и виды светофора. Виды транспорта. Дорожные знаки. Мы пассажиры. Безопасные места для детей. Встреча с работником ГИБДД .

    Конкурсы:

    Предлагаемые модули:

    Предлагаемые темы

    Наша школа

    Право на образование. Знакомство с внутренним распорядком школы. Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения.

    Дом, в котором я живу

    Право детей на жизнь в семье. Права и обязанностей членов семьи. Права ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «Если ты оказался в трудной ситуации.. . .» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям , оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои соседи.

    Мой друг Светофорик

    Движение пешехода и их обязанности. Правила пешехода дороги. Дорожные знаки. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. Встреча с работником ГИБДД.

    Конкурсы:

    1. Конкурс рисунков «Мой класс»

    2. Конкурс рисунков «Я на улице»

    3. Конкурс проектов «Наша школа»

    Предлагаемые модули:

    Предлагаемые темы

    Защита прав ребенка

    Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятка «Кто может меня защитить?». Встреча с членом КНД и ЗП, инспектором ПДН

    Российская Федерация. Власть в нашей стране

    Государство. Гражданство. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Памятка для учащихся: «Куда обратится, если мои права нарушены. . .»

    Берегись автомобиля

    У каждой машины своя работа. Когда ты становишься водителем. Безопасность пешеходов и пассажиров. Тормозной путь транспортных средств. Встреча с работником ГИБДД

    Конкурсы:

    1. Конкурс проектов «Моя Россия» (Места, которые мне дороги. . .)

    2. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

    3. Конкурс рисунков «Я на улице» (по правилам дорожного движения)

    Конкурс сочинений «С чего начинается Родина. . .»

    Основная школа

    Формирование отношение к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

    Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как «закон», «права человека», «права ребенка», «норма права », «правонарушение» и др.);

    Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

    Формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами ;

    Умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права экспертам за помощью в их разрешении;

    Накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере – правил для учащихся);

    Получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

    Предлагаемые модули:

    Предлагаемые темы

    Школьное самоуправление

    Право ребенка на участие в управлении образовательным учреждениям. Кто управляет нашей школой? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Устав школы о школьном самоуправлении. Положении о школьном Ученическом Совете. Проект «Самоуправление в нашей школе: каким оно должно быть?». Встреча с представителями школьного органа самоуправления и заместителем директора по воспитательной работе .

    Что такое закон и для чего он нужен

    Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Создание законов (на примере закона выдуманного государства)

    Уговор дороже денег

    Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписанные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (на примере своего класс)

    1.Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

    2.Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

    3.Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

    Предлагаемые модули:

    Предлагаемые темы

    Право и свобода

    Что такое свода? Свободы ребенка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребенка на сводное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и свобод по закону.

    Право и здоровье

    Конвенция о правах ребенка о праве на пользованием наиболее совершенными услугами здравоохранения. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Встреча с приверженцами здорового образа жизни (врачи, наркологи)

    Нарушение закона

    Государство на страже закона (правоохранительные органы). Кто может нарушить закон? Нарушения прав ребенка. Правонарушения подростков и их возможные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «как не стать соучастником преступления?»

    2. Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

    3. Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

    Предлагаемые модули:

    Предлагаемые темы

    Имею права и могу им воспользоваться

    Конвенция о правах ребенка. Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (КДН и ЗП). Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться.. . » и «Несу ответственность по закону.. . ».

    Мое право на образование

    Конвенция о правах ребенка о праве на качественное образование. Понятие качества. Право на выбор образовательного учреждения. Возможности получения дополнительного образования . Встреча с администрацией школы, работниками учреждений дополнительного и профессионального образования .

    Обязанности и ответственность

    Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Встречи с представителями правоохранительных органов.

    Торжественное вручение паспортов школьникам, достигшим 14 лет

    1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права», «Я имею право»

    2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .»

    3. Конкурс плакатов «Мое право на образование»

    4. Конкурс сочинений «Права человека и будущее России»

    Предлагаемые модули:

    Предлагаемые темы

    Мои первые документы

    Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

    Как не стать жертвой преступления

    Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Встреча с работниками правоохранительными органов. Составление общих правил безопасности.

    Моя семья

    Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья?

    Организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания

    Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

    Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

    1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

    2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .», «Права человека и будущее России»

    3. плакатов «Мое право на образование»

    4. Конкурс рефератов «Что значит законопослушный гражданин»

    Предлагаемые модули:

    Предлагаемые темы

    Защита прав собственности

    Предлагаемые модули:

    Предлагаемые темы

    Что нужно знать, чтобы стать предпринимателем

    Собственность. Виды собственности. Наследство. Предпринимательство. Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью ? Виды коммерческих организаций . Договоры, основные правила их заключения и ответственность по договорам. Риски предпринимательской деятельности.

    Выборы в демократическом государстве.

    Права и свободы граждан, без реализации которых невозможно проведение свободных выборов. Кого мы выбираем? Право выбирать и быть избранным.

    Профессиональное образование

    Право на получение профессионального образования. Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Бесплатное профессиональное образование. Платные образовательные услуги. Памятка «Выбирая профессиональное образование. . .»

    Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

    1.«Мое дело»

    2 «Моя предвыборная программа»

    Предлагаемые модули:

    Предлагаемые темы

    Мое жилье

    Кто в доме хозяин? Приобретение жилья в собственность. Права и обязанности собственников жилья. Налоги, которые платит собственник жилья. Что такое ТСЖ, зачем и как создают?

    Служба в армии: право и обязанность

    Конституция РФ и федеральные законы о срочной службе (службе по призыву). Альтернативная служба. Служба по контракту. Защита прав призывника. Встреча с работниками военных комиссариатов , действующими офицерами.

    Думать о пенсии никогда не рано

    Что такое пенсия? Виды пенсионного обеспечения в России. Пенсионные фонды: разновидности, способы формирования и основные функции. Преимущества и риски размещения средств в негосударственных управляющих кампаниях.

    Организация курсов «права человека», «Человек и общество», «конституции – основной закон нашей жизни», «политика и право»

    Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

    Проведение научно-практической конференции с учащимися «Я и закон»

    Встреча с прокурором Жиганского района, следователем следственного комитета

    1. Конкурс сочинений «права человека и будущее России»

    2. Конкурс рефератов «что значит законопослушный гражданин»

    Работа с учащимися «группы риска» и их родителями

    Задачи:

    1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной;

    2. Способствующих восприятию ЗОЖ и адекватного поведения

    3. Выявления интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения

    4. Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил

    5. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям

    6. Оказание помощи семье в решение проблем воспитания, развитие социально - психологического просвещения родителей, усиление их в воспитании детей.

    Основные направления работы

    1. Профилактика правонарушений и наркомании

    2. Профессиональная ориентация и самоопределение

    3. Культурно-творческая деятельность

    4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока, дополнительного образования

    5. Просветительская работа

    6. Работа с родителями.

    1. Профилактика правонарушений и наркомании

    · составление социальных паспортов классов и школы;

    · работа школьного Совета по профилактике правонарушений;

    · сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекций по делам несовершеннолетних;

    · организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов;

    · работа педагога - психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений;

    правовое просвещение учащихся;

    2. Профессиональная ориентация и самоопределение:

    проф. диагностика (анкетирование);

    проф. Просвещение (беседы, встречи, экскурсии);

    проф. Консультирование (работа с педагогом – психологом, педагогами)

    3. Культурно- творческая деятельность:

    участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;

    музейно - экскурсионная работа;

    каникулярный отдых

    4. Блок дополнительного образования:

    привлечение учащихся «группы риска» в занятиях дополнительного образования

    5. Просветительская деятельность:

    формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;

    социально- педагогическая диагностика различных категорий детей;

    проведении веществ с привлечением специалистов.

    6. Работа с родителями:

    сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей, детях- инвалидах;

    консультирование с целью оказания помощи в решении социальных, юридических, социально - психологических вопросов;

    родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».

    Тематический план родительского лектория:

    Предлагаемые темы

    Основы семейного законодательства

    Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права родителей.

    Типы семейного воспитания

    Гиперсоциальное. Эгоцентричное. Тревожно - мнительное и без любви.

    Ошибки воспитания

    Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание: эгоцентричное или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно - мнительное воспитание. Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей.

    Положение ребенка в семье и отношения с родителями

    Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы.

    Типы конфликтов и способы их преодоления

    Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки.

    Работа с родителями

    Задачи:

    Формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

    Выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

    Знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

    Обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

    Приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав и др.)

    Умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

    Формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

    Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

    Тематический план

    Предлагаемые темы

    Правовые нормы

    Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав школы.

    Права и обязанностей детей и родителей

    Конституция РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.

    Преступление и наказание

    Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.

    На родительских собраниях родителям необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются сотрудники ОВД, КНД, и ЗП, органы опеки и попечительства.

    должность: социальный педагог

    Муниципальное бюджетное

    общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная

    школа №4 г. Болотного

    Болотнинского района Новосибирской области

    ПРОЕКТ по правовому воспитанию детей и молодежи

    «Гражданином быть обязан..»


    Среднее звено (5-9 классы)

    «Закон и право»

    «Осторожно, криминальная опасность»

    «Преступником стать очень легко»

    «Право на выбор»

    « Я – гражданин»

    Классные часы правовой направленности:

    «Ребенок и закон»

    «Преступление и наказание» «Действие и бездействие»

    «Закон и подросток»

    «Закон о наркотиках»

    «Мои права – мои обязанности»

    Классные руководители. Учителя-предметники

    Информационная встреча с работниками отдела полиции г. Болотное

    «Поступками славятся Герои!»

    «На страже закона»

    Классные руководители, соц.педагог

    Конкурс сочинений

    «Я – два полюса планеты» (Добро – зло)

    Учителя-предметники

    Правовая игра

    «Юный детектив»

    Дископрограмма

    Презентация книжной выставки

    «Моя правовая Страна!»

    Работники библиотеки

    Старшее звено (10-11 класс)

    «Права человека – ваши права». «Дети – преступность – беда»

    «Мое право»

    «Алкоголизм и наркомания – путь к преступлению»

    «Я в правовом Государстве»

    Подготовка раздаточного материала на уроках информатики

    Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба

    Час размышлений

    «Зло вырастает из добра?» (обсуждение проблемных статей из молодежной периодической печати)

    Соц.служба

    Презентация книжной выставки

    «Моя правовая Страна!»

    Работники библиотеки

    Дископрограмма

    Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба

    Правовой конкурс

    С целью формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства классным руководителям были предложены темы для бесед во время проведения родительских собраний

    Социальной службой школы также были разработаны листовки-памятки для родителей

    Также в рамках реализации проекта был оформлен информационный стенд «Каждый ребенок имеет право!»

    Данный проект был реализован с 01.02 по 05.03. 2016 года.

    Состав участников проекта:

    1. Социальная служба: социальный педагог, педагоги –психологи

    2. Учителя начальных классов – 10 человек

    3. Учителя-предметники: информатика, история, обществознание, русский язык и литература - 2 человека

    Общий преподавательский состав – 18 человек.

    Состав школьников: начальное звено – 212 человек, среднее звено – 197 человек, старшее звено – 26 человек.

    Все этапы проекта реализованы в полном объеме, учащиеся активно принимали участие в мероприятиях, старались проявить креативность, творчество, индивидуальность, активно высказывали свои точки зрения.

    На заключительном этапе с целью оценки результатов реализации проекта социальной службой были разработаны и проведены опросники.

    Полученные результаты:

    В опросах участвовали: начальное звено – 200 человек, среднее звено – 182 человека, старшее звено 24 человека. Проанализировав ответы учащихся, получены следующие результаты:

    «Приобретение новых знаний в области прав и обязанностей» - 92,3% учащихся

    «Интересные и познавательные мероприятия» - 92%

    «Понятность и доступная форма бесед, возможность выразить свою точку зрения» - 97%

    «Возможность проявить себя творчески, пообщаться со сверстниками, расширить свой кругозор» - 89%

    «Комфортность, моральная удовлетворенность деятельностью» - 94%.

    Также продолжается работа по ведению мониторинга частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы, который показывает, что за время реализации проекта и по настоящее время наблюдается снижение частоты таких проявлений.

    Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме, что позволило обеспечить доступ участников образовательного процесса к правовой информации, а также способствовало формирование осознанного законопослушного поведения, формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.

    Задачи проекта реализованы, цель достигнута.

    Проект направленный на формирование правовой культуры подростков в системе дополнительного образования «Законы знай и уважай!»

    Присоединиться

    Тема проекта:

    Здоровый образ жизни

    Тематика:

    Работа с молодежью

    Муниципальное образование:

    Сергиево-Посадский м.р.

    Краткое описание проекта:

    Проект направленный на формирование правовой культуры подростков в системе дополнительного образования «Законы знай и уважай!»
    «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».
    Вольтер

    1. Обоснование актуальности проблемы.












    2. Цели проекта:
    формирование правового сознания, правой культуры обучающихся, активной гражданской позиции подростков;
    повысить уровень и значимость правовой культуры среди подростков, вовлечь их в практическую деятельность, направленную на соблюдение правовых норм;
    комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.
    Задачи:
     формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
     целенаправленное педагогическое воздействие на поведение обучающихся в соответствии с нормами правовой культуры;
     формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;
     определение уровня правовой и политической культуры обучающихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми проблемами;




    3. Содержание проекта:
    Включает в себя систематическое повышение правовой информированности, обогащение правокультурными ценностями, развитие необходимых навыков, умение реализовывать требования правовых норм, выработку привычек правового поведения. При этом необходимо учитывать, что правовое воспитание в современных условиях должно быть ориентировано, прежде всего, на принципы правового государства, отдавая при этом приоритет общечеловеческим гуманистическим ценностям. В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия. Решая поставленные в области правового воспитания задачи, нами запланированы различные игровые и творческие мероприятия, в которых участвуют сами подростки. Что позволяет закрепить у обучающихся устойчивую и осознанную потребность в правовом поведении, выработать негативное отношение к употреблению наркотических и токсических веществ, воспитать уважительное отношение к закону. Содержание правового просвещения несовершеннолетних включает в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании мы раскрываем смысл и значение конституционных принципов и положений.
    1. План реализации проекта: проект является долгосрочным и начал свою реализацию в 2015 году.
    № п/п Мероприятия
    Сроки Ответственные Результат
    1. Изучение:
    - Закона РФ «Об образовании»;
    - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 02.06.1999 год;
    - Уголовный кодекс РФ;
    - Конвенция ООН «О правах ребенка»;
    - Конституция РФ сентябрь Педагоги дополнительного образования, руководители проекта.

    Повышение уровня правовой грамотности
    2. Анкетирование обучающихся на определение правовой грамотности: «Правовые вопросы» ноябрь Руководители проекта, руководители команд ОУ района Выявление уровня правовой грамотности
    3. Составление сценария районной правовой игры «Законы знай и уважай», разработка информационно- познавательных листовок и буклетов правовой тематики, разработка методических рекомендаций, определение состава компетентного жюри. Декабрь - февраль Руководители проекта Методические разработки к сценарию, разработка сценарного плана, домашнего задания командам - участникам
    4. Инструктивный семинар по районной правовой игре «Законы знай и уважай!» Март Руководители проекта, классные руководители и руководители команд ОУ района Получение информации о ходе игры, получение домашнего задания командам – участникам.
    5. Проведение районной правовой игры «Законы знай и уважай!» Апрель Руководители проекта, команды – участницы. Повышение правовой грамотности
    6. Подведение итогов правовой игры «Законы знай и уважай!» Апрель – май Руководители проекта, члены жюри. Подведение итогов игры, распределение призовых мест.
    7. Церемония награждения победителей и участников районной правовой игры «Законы знай и уважай!» Май Директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи «Истоки» Касимова Т.А., руководители проекта, инспектор ОДН. Повышение правовой грамотности
    8. Повторное анкетирование обучающихся на определение уровня правовой грамотности май Руководители проекта, классные руководители и руководители команд ОУ района Обобщение полученных знаний учащимися
    9. Подведение итогов по работе над проектом.
    Составление отчета о проделанной работе июнь Руководители проекта. Анализ работы

    4. Механизмы реализации проекта:
    1. Поставленные цели для реализации проекта решаются посредством проведения массовых мероприятий с учетом возрастных особенностей и в соответствии уже имеющимися знаниями в области права у обучающихся. В проекте принимают участие: обучающиеся 6 – 10 классов образовательных учреждений района и обучающиеся учреждений дополнительного образования района. В состав компетентного жюри входят: инспектора ОДН, начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав, председатель Общественной палаты Сергиево – Посадского района, капитан полиции, по делам несовершеннолетних УМВД России по Сергиево-Посадскому району.
    1) Подготовительный этап:
     изучение свода законов правовой направленности: Закона РФ «Об образовании»; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 02.06.1999 год; Уголовный кодекс РФ; Конвенция ООН «О правах ребенка»; Конституция РФ.
     анкетирование обучающихся на определение правовой грамотности: «Правовые вопросы». Приложение № 1
    2) Разработка процедур реализации проекта:
     составление сценария районной правовой игры «Законы знай и уважай» Приложение № 2, Приложение № 3, Приложение № 4
     разработка методических рекомендаций;
     определение состава компетентного жюри.
    3) Реализация проекта:
     Сбор заявок на участие в районной правовой игре «Законы знай и уважай!»;
     Инструктивный семинар для руководителей команд – участниц;
     Проведение районной правовой игры «Законы знай и уважай!»;
     Подведение итогов игры и церемония награждения;
     Повторное анкетирование обучающихся на определение уровня правовой грамотности и отслеживание динамики;
     Подведение итогов по работе над проектом. Составление отчета о проделанной работе.
    5. Кадровое обеспечение проекта, в том числе список лиц (с кратким резюме персонала), непосредственно разрабатывающих и реализующих проект
    В разработке и реализации проекта принимали участие:
    Руководитель проекта Касимова Татьяна Александровна, директор МБОУ ДО ДТДМ «Истоки» (почетный работник общего образования Российской Федерации)
    Погорелова Елена Викторовна, заведующая информационно-методического отдела, педагог дополнительного образования ДТДМ «Истоки»
    Кузнецова Анна Михайловна, методист, педагог дополнительного образования ДТДМ «Истоки».
    6. Схема управления проектом, порядок осуществления контроля за ее выпол¬нением
    Контроль за выполнением проекта осуществляется путем:
    1. Проведение первоначального анкетирования обучающихся для определения уровня компетентности;
    2. проведения промежуточного анкетирования, тестирование, бесед и др.;
    3. проведения мониторинга мероприятий согласно плану.

    8. Ожидаемый результат
    Сформированность гражданско-правовой компетентности:
    в познавательной сфере - обогащение знаниями российского законодательства,
    в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,
    в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
    в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей и идеалов.
    Обеспечение 100% охвата несовершеннолетних мероприятиями правовой направленности.

    9. Прогноз дальнейшего развития проекта, долгосрочный эффект
    Ожидаемые результаты в развитии:
    проведение районной правой игры «Законы знай и уважай!» на межрегиональном уровне, что позволит охватить большое количество обучающихся.


    Приложение №1
    Анкета на определение правовой грамотности подростков
    1. С какого возраста наступает административная ответственность у несовершеннолетних?
    2. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних?
    3. Какой максимальный срок наказаний несовершеннолетних по Уголовному кодексу РФ?
    4. Какое наказание грозит несовершеннолетним за кражу?
    5. Какое наказание грозит несовершеннолетним за побои?
    6. Какое наказание грозит несовершеннолетним за вымогательство?
    7. Какое наказание грозит несовершеннолетним за изнасилование?
    8. Какое наказание грозит несовершеннолетним за убийство?
    9. Какие виды наказаний вы знаете?
    10.Какие обстоятельства, отягощают преступления?

    Приложение №2
    Сценарий районной правовой игры «Законы знай и уважай»

    Вступление:
    Ведущий. Добрый день, участники и гости нашей игры!
    Мы рады видеть вас в нашем уютном зале и искренне надеемся, что игра, которую нам предстоит сегодня провести, тоже будет уютной, теплой и очень доброй, так как она посвящена правам человека. А называется она – «Законы знай и уважай».

    1 конкурс «ПРИВЕТСТВИЕ»
    Ведущий. Слово предоставляется командам. Максимальная оценка - 5 баллов.
    Время выступления 3 минуты.
    Ведущий: Спасибо командам. Следующий конкурс.

    2 конкурс «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
    Ведущий. Вам раздаются карточки с изображениями различных сказочных пер¬сонажей. Необходимо определить какое право сказочного героя нарушено. За каждую правильно подписанную карточку команда получает 1 балл. максимальное количество баллов, которое команды могут получить - 4 балла. Время на обдумывание 3 минуты.

    1. 2.
    3. 5.

    Ответы:
    1) Незаконное проникновение в жилище…
    2) Право на неприкосновенность жилища…
    3) Нарушение прав человека на свободный труд…
    4) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь…

    3 конкурс «Правонарушения» (презентация)
    Ведущий: Приведены описания преступлений. Вы должны, определить к какому виду преступлений относится правонарушение? Внимание на экран, отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. 1 верный ответ – 1 балл
    (вид правонарушения)

    Ситуация № 1. Пятиклассник не посещает школу после каникул, говорит, что не хочет ходить на уроки. Как можно расценить его поведение? (Проступок)
    Ситуация № 2. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли подростков наказать? (Мелкое хулиганство)
    Ситуация № 3. Трое девятиклассников в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (Административное правонарушение)
    Ситуация № 4. 14 – летний юноша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13 – летнего парня. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний парень скончался в больнице. Под какие юридические нормы попадает «шутка» несовершеннолетнего юноши? (Уголовная ответственность несовершеннолетнего)
    Ситуация № 5. Трое семиклассников поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому – нибудь расскажут, им не поздоровиться. Как можно классифицировать их действия? (Вымогательство – преступление)
    Ситуация № 6. Ребята играют во дворе в футбол. Разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?(Гражданско – правовая ответственность)
    Ситуация № 7. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (Административная ответственность)
    Ситуация № 8. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто – то видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли, наказаны ребята? (Нет не будут, был добровольный отказ от преступления)
    Ситуация № 9. Одноклассники начали ругаться, и завязалась драка, в результате пострадал один из них, так как оказался слабей. Какой вид ответственности грозит за избиение? (Уголовная ответственность)
    Ситуация № 10. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а один подросток задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?(Уголовная ответственность, наступает с 14 лет)
    Ведущий. Спасибо командам. Мы переходим к следующему конкурсу.
    4 конкурс «Музыкальный»
    Ведущий. В песне, как в капле воды, отражён огромный мир и вся жизнь человека. В строках известных песен популярным и понятным не только юристу языком изложены основные права и свободы граждан, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Ваша задача назвать эти права. Упоминаются они, конечно с долей юмора. Приведём пример.
    1) Песня бременских музыкантов
    Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету,
    Тем, кто дружен, нестрашны тревоги,
    Нам любые дороги дороги.
    (Право на свободу передвижения.)

    3) Антошка

    Антошка, Антошка, пойдём копать картошку,
    Тили – тили, трали – вали
    Это мы не проходили, это нам не задавали
    Па – рам – пам - пам, па –рам –пам -пам.
    (Право на труд и на отдых)

    2) Подари мне платок
    Подари мне платок - голубой лоскуток,
    По краям голубым - золотой завиток.
    Не в сундук положу, на груди повяжу,
    И что ты подарил,
    Никому не скажу.
    (Право на личную тайну.)
    4) Дом
    Но лишь потом
    Я вспомнил дом.
    И темной ночью, И светлым днем,
    Как хорошо иметь свой дом.
    (Право на жилище.)

    6) Пусть всегда будет солнце.
    Солнечный круг, небо вокруг –
    Это рисунок мальчишки.
    Нарисовал он на листке
    И подписал в уголке.
    (Право на жизнь и свободу). 5) Кабы не было зимы.
    Кабы не было зимы
    В городах и сёлах,
    Никогда б не знали мы
    Этих дней весёлых.
    (Право на отдых).

    7) Вологда
    Письма, письма лично на почту ношу,
    Словно я романс продолженьем пишу,
    Знаю, знаю точно, где мой адресат,
    - В доме, где резной палисад.
    (Право на тайну переписки). 8) Я люблю тебя, жизнь
    Я люблю тебя, жизнь,
    Что само по себе и не ново.
    Я люблю тебя, жизнь,
    Я люблю тебя снова и
    снова.
    Вот уж окна зажглись,
    Я шагаю с работы усталый.
    Я люблю тебя, жизнь,
    И хочу, чтобы лучше ты
    стала.
    (Право на жизнь.)

    9) Мне нравится, что вы больны не мною
    Мне нравится, что вы больны не мной,
    Мнe нравится, что я больна не вами,
    Что никогда тяжелый шар земной,
    Не уплывет под нашими ногами.
    (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)

    11) Учат в школе.
    Буквы разные писать
    Тонким пёрышком в тетрадь

    Вычитать и умножать
    Малышей не обижать
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
    (Право на образование)

    Ведущий: Спасибо командам. 10) Из вагантов
    Во французской стороне,
    На чужой планете
    Предстоит учиться мне
    В университете.
    До чего ж тоскую я...
    (Право на образование)

    12) Песня про
    зайцев.
    В тёмно синем лесу,
    Где трепещут осины,
    Где с дубов
    колдунов
    Облетает листва...
    (Право на труд)

    Ведущий. Переходим к конкурсу капитанов. Прошу капитанов пройти на сцену. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 10 секунд.

    По горизонтали:
    1) Основа политической системы общества, орган власти в стране. 4) Возможность влиять на деятельность людей. 5) Должностное лицо го-сударства, осуществляющее надзор за исполнением законов. 8) Устройство госу¬дарства, объединение нескольких территорий, обладающих определенной само¬стоятельностью. 11) Полотнище с эмблемой государства. 12) Всенародное голо¬сование. 13) Торжественная песня, символ государства. 14) Центральный орган государственного управления.
    По вертикали:
    1) Историческая дисциплина, изучающая гербы. 2) Общепри¬знанное влияние лица, основанное на знаниях, достоинствах, опыте… 3) Крайне агрессивная форма нетерпимого отношения к другим нациям. 6) Стремление к отделению, обособлению. 7) Глава Русской православной церкви. 9) Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. 10) Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела.
    Ответы: По горизонтали: 1) Государство; 4) Власть; 5) Прокурор; 8) Феде¬рация; 11) Флаг; 12) Референдум; 13) Гимн; 14) Министерство.
    По вертикали: 1) Геральдика; 2) Авторитет; 3) Шовинизм; 6) Сепаратизм; 7) Патриарх; 9) Герб; 10) Суд.
    Ведущий. Спасибо капитанам команд за участие. Переходим к следующему конкурсу.
    6 конкурс «ГОСУДАРСТВО»
    Ведущий. Вам раздаются карточки с рисунками, на которых изображены симво¬лы (признаки) тех элементов, без которых государство не существует. Один важ¬ный признак отсутствует (пустая карточка). Необходимо дорисовать его и подпи¬сать.

    За правильно выполненное задание команда получает 3 балла. Время на обдумывание 3 минуты.
    Ответы:
    Законы (законотворческая деятельность).

    7 конкурс «ВЕТВИ ВЛАСТИ» (презентация).
    Ведущий. Внимание на экран. Вам предлагаются ситуации. Необходимо определить, к какой ветви государственной власти относятся эти ситуации. Давайте с Вами вспомним, какие существуют ветви власти в нашем государстве? (пауза) правильный ответ 1 балл.
    1. Министр принимает решение о строительстве завода.
    2. Парламент принимает закон о государственной границе.
    3. Правительство принимает постановление об обеспечении всех школ страны компьютерными классами.
    4. Суд выносит приговор человеку, совершившему кражу.
    5. Прокурор выдает санкцию на проведение обыска в квартире подозреваемого в совершении преступления.
    6. Государственная Дума принимает решение об объявлении амнистии.
    7. Конституционный Суд принимает решение о несоответствии Указа Прези¬дента Конституции страны.
    8. Совет Федерации дает согласие Государственной Думе на отрешение Пре¬зидента от должности.
    9. Президент издает Указ о помиловании группы осужденных.
    10. Милиционер арестовал человека, подозреваемого в совершении грабежа.

    Ответы:
    1) Исполнительная… 2) Законодательная… 3) Исполнительная… 4) Судебная… 5) Исполнительная… 6) Законодательная… 7) Судебная… 8) Законодательная…9) Исполнительная…10) Исполнительная…
    8 конкурс «ВЫБОРЫ»
    Ведущий. Все вы получили карточки, на которых перечислены различные должно¬сти. Необходимо отобрать карточки с выборными должностями. За каждую правильно выбранную карточку команда по¬лучает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 5 баллов.
    1. Министр.
    2. Командующий армией.
    3. Президент России.
    4. Мэр города.
    5. Завуч школы.
    6. Депутат городского совета.
    7. Член Верховного Суда РФ.
    8. Депутат Государственной Думы.
    9. Районный прокурор.
    10. Губернатор Московской области.
    Ответы:
    3) Президент России… 4) Мэр города…6) Депутат городского совета…8) Де¬путат Государственной Думы…10) Губернатор Московской области.
    Ведущий. Спасибо командам. Следующий конкурс.

    9 конкурс «КВАЛИФИЦИРУЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»
    Ведущий. В карточке приведены преступления. Ваша задача дать юридическое название каждого преступления. Время на обдумывание 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл.
    № Преступления Юридическое название
    1. Иван исписал стены дома надписями «Спартак -чемпион!»

    2. Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

    3. Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прока-титься»

    4. Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба
    5. Коля заставил малыша дать ему10 рублей

    6. Женя приставал к пассажирам в трамвае, ме¬шал им входить и выходить, употреблял нецен¬зурные выражения
    7. Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания
    8. Витя отобрал у Кости CD-плейер

    9. Дмитрий залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.
    10. Юрий, угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения.
    11. Михаил вовлёк в азартную уличную игру двух своих ровесников и путём обмана обыграл их.
    12. Сергей затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принёс ему на следующий день 100 рублей.

    Ответы:
    1) Вандализм… 2) Кража… 3) Угон… 4) Заведомо ложное сообщение об акте терроризма… 5) Вымогательство… 6) Хулиганство… 7) Оскорбление… 8) Грабёж… 9) Кража… 10) Разбой… 11) Мошенничество… 12) Вымогательство. ..

    Ведущий. Спасибо командам. Следующий конкурс.

    10 конкурс «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ»
    Ведущий. На карточках перечислены различные престу¬пления. Необходимо отобрать карточки с преступлениями против собственности. Время на размышление – 1 минута. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом кон¬курсе – 12 баллов.
    1. Торговля несовершеннолетними.
    2. Мошенничество.
    3. Торговля краденым.
    4. Незаконный арест.
    5. Вымогательство.
    6. Кража.
    7. Продажа нелицензионных аудиокассет.
    8. Подделка финансовых документов.
    9. Неправомерное завладение автомобилем.
    10. Грабеж.
    11. Разбой.
    12. Присвоение или растрата.
    13. Уклонение от уплаты таможенных платежей.
    14. Повреждение имущества по неосторожности.
    15. Безбилетный проезд в городском транспорте.
    16. Установка подслушивающего устройства.
    Ответы: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
    Ведущий. Спасибо командам.
    Подведение итогов.
    А пока наше компетентное жюри подсчитывает баллы, мы объявляем викторину …
    Викторина «Избирательное право» Ответьте на вопросы:
    1. Режим, основными признаками которого является народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства; гарантии основных прав человека; свободные выборы; справедливое судопроизводство и др. – это (демократия).
    2. Конституция РФ была принята в (1993 г.).
    3. По достижении какого возраста гражданин РФ приобретает активное избирательное право? (18 лет)
    4. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении (21 года).
    5. Государственная Дума Российской Федерации состоит из (450 депутатов)
    6. Какие цензы предусмотрены российским избирательным законодательством (возрастной; ценз оседлости)
    7. С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации? (с 35 лет).
    8. Какова периодичность выборов Президента Российской Федерации?
    (шесть лет)
    9. Какова периодичность выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации? (пять лет).
    10. Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется (референдумом).
    11. Условие предоставления избирательных прав - это (ценз).
    12. Как называется парламент в Российской Федерации? (Федеральное Собрание).
    13. Из каких двух палат состоит Российский парламент? (Совет Федерации и Государственная Дума).
    14. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ? (народ).

    Подведение итогов.
    Ведущий. Уважаемые участники и члены жюри! Мы благодарим вас за активное участие в нашей игре! Вы все показали отличные знания по правам человека в Российской Федерации.
    Ведущий. А сейчас слово предоставляется жюри.
    Ведущий. Мы надеемся, что знания, полученные на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в жизни. Вы будете законопослушными гражданами нашей страны.
    Ведущий. Приглашаем всех на сцену для общей фотографии.

    Список литературы:

    1) Конституция РФ (проект С.С. Алексеева и С.М. Шахрай)
    2) Административный кодекс (А. Астахов)
    3) Всеобщая конвенция о правах ребёнка
    4) Уголовный кодекс. Раздел «Особенная часть»

    Приложение № 3
    ПРАВОВАЯ ИГРА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    «Законы знай и уважай»
    Ход мероприятия:
    Вступительное слово
    - Добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас на нашей правовой игре, «Законы знай и уважай » – в которой речь пойдёт об Основном законе нашей Родины, о Конституции РФ.
    Сегодня в ходе нашей игры будет работать компетентное жюри.

    В составе: …
    Ведущий. Перед началом игры нам необходимо провести жеребьёвку. Прошу капитанов команды подойти вытянуть карточку с номером очередности выступления.(разноцветные маркеры).

    1 конкурс «Домашнее задание»
    Ведущий. Объявляем первый конкурс – приветствие. Слово предоставляется командам. Максимальная оценка - 5 баллов. Время выступления 3 минуты.
    Ведущий. Спасибо командам. Переходим к следующему конкурсу.

    2 конкурс «Правовая пиктограмма» (домашнее задание)
    Максимальная оценка - 5 баллов.
    Пиктограммы – это рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание. Участники сегодняшнего правовой игры «зашифровали» некоторые статьи Конституции РФ. Каждой команде будет дано 3 минуты, чтобы угадать, о какой статье, зашифрованной в этих рисунках, идёт речь.
    Ведущий. Спасибо командам. Переходим к следующему конкурсу

    3 конкурс «Правовой цветник»
    Ведущий: перед каждой командой лежит по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «право», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «право», а с обязанностями к сердцевине «обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей. За каждый правильно собранный цветок команда получает 3 балла. Время 3 минуты.
    На лепестках цветка «право» следующие высказывания:
    Иметь фамилию, имя, отчество
    Иметь игрушки
    Ходить на кружок
    Жить с родителями
    Высказывать свои мысли
    Отдыхать на перемене
    На лепестках цветка «обязанности»:
    Делать уроки
    Читать книги
    Заботиться о животных
    Мыть посуду
    Делать зарядку
    Посещать школу
    Помогать родителям

    4 конкурс «Сказочный вопрос»
    Ведущий. Правильный ответ 1 балл.
    Задача № 1
    Демонстрируется фрагмент «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.
    Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?
    Ответ: произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, возможность воспитываться в семье.

    Задача № 2
    Демонстрируется фрагмент из сказки В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница».
    Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
    Ответ: право на свободу передвижений

    Задача № 3
    Демонстрируется фрагмент А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».
    Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
    Ответ: право на труд.
    Задача № 4
    Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.
    Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?
    Ответ: право на жилище.

    Задача № 5
    Демонстрируется фрагмент из сказки Ш. Перро «Золушка».
    Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
    Ответ: право на отдых.

    Задача № 6
    Демонстрируется фрагмент из сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».
    Ответ: право ребёнка на заботу.

    Задача № 7
    Демонстрируется фрагмент из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    Какие права здесь нарушены?
    Ответ: нарушение запрета.

    Задача № 8
    Демонстрируется фрагмент из сказки А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Какие права здесь нарушены?

    Задача № 9
    Демонстрируется фрагмент из сказки «Серая шейка». Какие права здесь нарушены?
    Ответ: право на свободу и жизнь.

    Задача № 10
    Демонстрируется фрагмент из сказки «Снежная королева» Какие права здесь нарушены?
    Ответ: право на жизнь с родителями.

    5 конкурс. «Конкурс капитанов» (кроссворд)
    Правильный ответ 1 балл.

    По горизонтали:
    1.Глава государства (президент)
    2.Человек, который любит своё Отечество (патриот)
    3.Один из символов страны (флаг)
    4.Исполнительная власть РФ (правительство)
    5.Столица РФ (Москва)
    6.Как называется территория, на которой мы живём (Россия)
    7.Нижняя палата парламента (дума)
    8.Признанное равенство граждан перед государством, законом, судом.
    Один из существенных элементов демократии (равноправие)
    9.Политический режим в РФ. (демократия)
    10.Всенародное голосование. (референдум)
    11.Символ страны при котором происходит поднятие Государственного
    флага, и вручение государственных наград. (гимн)
    По вертикали:
    1.Кто избирается в парламент. (депутат)
    2.Форма государственного устройства России. (республика)
    3.Общественным и бесплатным в РФ является? (образование)
    4.Глава правительства РФ. (премьер)
    5.Законодательная власть. (парламент)
    6.Высшый государственный чиновник, непосредственно подчинённый
    главе государства? (министр)
    7.Основной закон государства? (конституция)

    Ведущий: спасибо капитанам. Переходим к следующему конкурсу.

    6 конкурс. «Знание правовых основ» (презентация)
    Правильный ответ – 1 балл.
    1. Конституция Российской Федерации была принята в результате:
    а. постановления Государственной Думы Федерального Собрания
    Российской Федерации;
    б. указа Президента Российской Федерации;
    в. всенародного референдума;
    г.резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных
    Наций.

    2. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является
    государством:
    а. православным
    б. многоконфессиональным
    в. теократическим
    г. светским

    3. Регулятором общественных отношений помимо права является:
    а. мораль
    б. религия
    в. наука
    г. искусство

    4. Государственная власть не включает следующую ветвь власти:
    а. законодательная власть
    б. информационная власть
    в. судебная власть
    г. исполнительная власть

    5. Государство и его должностные лица в отношении человека и
    гражданина обязаны:
    а. обеспечить получение бесплатного высшего образования
    б. возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц

    в. предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав
    и свобод
    г. компенсировать ущерб, причиненный преступлением

    6.Среди правовых актов высшей юридической си

     определение уровня правовой и политической культуры обучающихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми проблемами;
     обеспечение обучающихся знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;
     развитие правового самосознания;
     формирование навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
     пропаганда здорового образа жизни.

    Достигнутые результаты за последний год:

    Обучающиеся заинтересованы игрой. С каждым годом растёт количество желающих принять в ней участие

    Социальная значимость проекта:

    Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Поэтому государство нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитанию, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе. Одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе является правовое воспитание обучающихся.
    Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
    К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требований, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
    Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
    Отсюда, правовое воспитание обучающихся - планомерный, управляемый, организованный, систематический процесс воздействия на сознание, психологию детей совокупностью многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, с целью формирования в правосознании детей глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
    Наличие подростковых правонарушений – одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идет процесс омоложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Такое противоправное поведение несовершеннолетних и является поводом социальной работы с ними.
    Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.
    В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства – человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий между:
    -провозглашенными демократическими правами и свободами человека и повсеместным их нарушением на различных уровнях;
    -между увеличением случаев нарушений прав человека и правовой безграмотностью населения России;
    -потребностями общества в социально активных и ответственных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей;
    -высоким уровнем осознания и реализации собственных прав, низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения;
    -между нормативно-правовым закреплением правового просвещения в общеобразовательных учреждениях и постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде и др.
    В связи с этим остро встает вопрос, связанный с проблемой формирования правового сознания личности, его внутренней, неформальной правовой ориентации и самоидентификации, т. е. ее правовой культуры в изменяющихся условиях российского социума. Учреждения дополнительного образования детей могут помочь в решении проблемы, так как система дополнительного образования детей – это в большей степени социальная среда по воспитанию личности. Здесь, как нигде более, воспитательный и образовательный процессы двуедины. По этому данный проект актуален на сегодняшний день. Проект составлен с учетом возрастных особенностей детей и рассчитан на возраст 13 – 16 лет. В данном возрасте усиливается впечатлительность ребенка, критичность к себе и другим, стремление к совершенству и достижению различного рода успехов, обострен дух соревновательности.

    Похожие статьи