• Характеристика основных процессов памяти. Основные процессы памяти Основными процессами памяти являются запоминание

    21.11.2023

    Память – это психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизводстве человеком разнообразной информации.
    Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из не­скольких частных процессов, связанных друг с другом.

    В составе памяти можно выделить отдельные процессы. Основные из них - запоминание, сохранение , воспроизведение, узнавание и забывание.

    Деятельность памяти начинается с запоминания.

    Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

    Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание.

    В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздей­ствия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их проч­ности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности. Поэтому даже непроизвольное запоминание, в определенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим от­ношением к окружающему.

    В отличие от непроизвольного запоминанияпроизвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой опреде­ленную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели.

    Принято выделять осмысленное и механиче­ское запоминание.

    Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запо­минания является зазубривание, заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания является многократное повторе­ние материала.


    В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала. Два положения из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что сле­дуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически. Поэтому ос­мысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается глав­ным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

    Осмысление материала достигается следующими приемами:

    o выде­ление в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана;

    o выделение смысловых опорных пунктов;

    o сравнение;

    o метод повторения: концентрированное и распределенное;

    o метод воспроизведения во время заучивания;

    Преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. Исследования извест­ного отечественного психолога П. И. Зинченко убедительно доказали, что уста­новка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не являет­ся сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В опреде­ленных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запом­нить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки.

    Сохранение - это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. В головном мозге происходит установление нервных связей между клетками, в результате чего образуется нервный путь.

    Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала памяти. Поэтому сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием.

    Забывание - весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Многие люди с феноменальной (выдающейся) памятью жалуются на то, что их мозг буквально «засорен» множеством ненужных фактов и это часто мешает им припомнить нужные и необходимые сведения.

    Санкт – Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики.

    Реферат

    по дисциплине:

    Психология и педагогика.

    « Память. Основные процессы памяти. Виды и формы

    памяти. Закон памяти. »

    Выполнила студентка:_____

    Принял: 1курса,заочного отделения

    ИТиРБ ________________ _

    Специальность: 080401.65

    Товаровед - эксперт ______

    Левановская Л.И __________

    1. Введение………………………………………………………………………………………………………………………………..3

    2. Память…………………………………………………………………………………………………………………………………….4

    3. Основные процессы памяти ………………………………………………………………………………………………….5

    4. Виды и формы памяти……………………………………………………………………………………………………………8

    5. Закон памяти…………………………………………………………………………………………………………………….…..11

    6. Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..…13

    7. Список литературы……………………………………………………………………………………………………….…….…14

    Введение.

    Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ". Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

    Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающе клинические случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

    Память.

    Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

    Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

    В последние несколько десятилетий в связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т.е. на уровне исследование работы отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания. Было показано, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые в процессе запоминания происходят в нервных клетках отдельных структур головного мозга. Это выражается, в частности, в повышении пластичности (откликаемости) нейронов гиппокампа, ретикулярной формации и двигательной коры на возбуждающие воздействия в процессе запоминания.

    Существуют гипотезы о роли глиальных элементов, молекул РНК и ДНК в процессах памяти. Некоторые ученые полагают, что глия - клетки в головном и спинном мозге, заполняющие пространство между нейронами и кровеносными сосудами, - связана с функционированием ДП. Предполагается также, что память связана с изменениями в структуре молекул РНК, а также с содержанием РНК в тех или иных образованиях мозга.

    Однако вполне однозначных, убедительных ответов на вопросы о роли различных клеток мозга в процессах запоминания и воспроизведения информации, а также о значении для памяти изменений, происходящих на молекулярном уровне, пока что не получено. Поэтому высказанные выше предположения можно рассматривать лишь в качестве интересных гипотез. В этой связи более полезными для понимания законов работы памяти и разработки способов управления ею представляются психологические теории памяти.

    Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.

    Память в русле этой теории понималась как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости, лежащих в основе КП и ДП. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти (например, законы Г.Эббингауза). Но со временем эта теория столкнулась с рядом неразрешимых проблем, основной из которых явилась проблема объяснения избирательности человеческой памяти.

    В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле этой теории особое значение придавалось структурированию материала. Динамика запоминания и воспроизведения в их многочисленных проявлениях виделась следующим образом. Потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение; оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или

    воспроизводится человеком определенный материал.

    Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

    На вопрос о генезисе памяти не был найден ответ и у представителей других направлений психологических исследований - бихевиоризма и психоанализа.

    Взгляды бихевиористов оказались близки взглядам сторонников ассоциативной теории. Единственное существенное различие: бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе учения.

    Заслугой З.Фрейда и его последователей можно считать выяснение роли эмоций в мнемических процессах забывания и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.

    С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и математического программирования в этих областях знаний начали моделироваться процессы памяти, механизмы запоминания, способы хранения и воспроизведения информации с помощью ЭВМ. В психологии начала разрабатываться новая теория памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. Это направление является очень перспективным, т.к. мозг человека - это тоже своего рода сложнейшая ЭВМ. Понимание процессов, происходящих в памяти, а также в целом процессов познания, мышления помогает созданию новых поколений ЭВМ, работа которых основана на процессах, подобных нейронным.

    В советской психологии преимущественное развитие получило то направление в изучении памяти, которое связано с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, как система теоретических и практических действий человека, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразной информации.

    Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П.Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее зависимость от практической деятельности людей.

    У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С.Выготским и его ближайшими учениками А.Н.Леонтьевым и А.Р.Лурией.

    Свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.

    Согласно деятельной теории памяти образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, сохранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает с запоминаемым материалом человек в процессе работы с ним, а также тем, какое место в целостной структуре деятельности занимают мнемические процессы.

    Основные процессы памяти.

    Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

    Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

    Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им Психология.

    Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

    Запоминание. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания.

    Непроизвольное запоминание--это запоминание ненамеренное, при котором человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминается как бы сам собой.

    Непроизвольно запоминаются события личной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятельности, ее основным содержанием.

    Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели - запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

    По другому признаку -- по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, -- запоминание делится на механическое и осмысленное.

    Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.

    Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.

    Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание.

    Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания.

    Прочность запоминания обусловлена многими причинами.

    Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует интересам человека, и забывается то, что не имеет для него существенного значения, что ему безразлично.

    Запоминание становится успешным также при наличии запаса знаний, необходимых для

    связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память зависит от имеющихся знаний.

    На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет? В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание: при направленности сознания на точность воспроизведения будут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при направленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, осмысливаться логика материала.

    Имеет значение и направленность сознания на прочность запоминания: если нет цели запомнить надолго, материал заучивается и сразу забывается.

    Сохранение и забывание. Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал совсем не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания.

    Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2- 3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. Особенно ярко проявляется реминисценция, если первоначальное воспроизведение не было достаточно.

    С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания по закону отрицательной индукции наступает торможение, а затем оно снимается.

    Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности воспроизвести, но возможности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать только то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.

    Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно разнообразиться, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты должны сравниваться, сопоставляться, их надо приводить в систему. При однообразии повторений снижается интерес к заучиванию и отсутствует мыслительная активность, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения.

    Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются на практике, реализуются, они запоминаются непроизвольно.

    Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.

    Непроизвольное -- это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

    Произвольное воспроизведение -- целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.

    Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.

    Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.

    Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

    Воспроизведение не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный, известный из других источников материал.

    Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

    Физиологическая основа узнавания и воспроизведения -- оживление следов, прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях; объяснение, слово учителя оживляют ранее образованные связи.

    Виды и формы памяти.

    Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении):

    1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

    2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью

    специальных приемов).

    Эффективность произвольной памяти зависит:

    1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

    2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

    а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

    б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти (см. рис. 1);

    в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

    г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения

    запоминания).

    Моторно-двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека.

    Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть" отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

    Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных.

    Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.


    Рис. 1. Этапы логического запоминания

    Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.

    Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5- 7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 объектов. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти “куски” были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный “кусок-образ”. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален, по объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле:

    (ОКП / 2) + 1 = балл учебный.

    Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов:

    1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

    2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

    Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения; определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

    Промежуточная память -- обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в

    сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

    Также выделяют мнгновенную память. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

    Рассмотрим основные мнемические (связанные с памятью) процессы

    Запечатление (запоминание) начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

    Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

    Способы организации информации в памяти:

    · пространственная организация, лежащая в основе построения "когнитивных карт" (позволяет установить связи и "опорные точки" в физическом пространстве);

    · ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими

    признаками);

    · иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

    Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

    Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

    Формы воспроизведения:

    Узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта; - воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта; - припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации; - реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее

    воспринятого, казавшегося забытым; - эйдетизм - зрительная память,

    долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

    Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

    Факторы, влияющие на забывание:

    · возраст;

    · характер информации и степень ее использования;

    · интерференция: преактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

    · подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).

    Законы памяти.

    Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из первых ученых кто вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал. Вот основные законы которые он вывел:

    1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

    2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

    3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

    4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

    5. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

    6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начала и конец («эффект края»).

    7. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным является то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

    8. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

    9. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

    10.С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

    11.То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

    12. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

    13.Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

    Заключение.

    В работе были рассмотрены общие вопросы функционирования памяти и методика ее развития.

    Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.

    С развитием кибернетики, других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта изучение памяти стало необходимостью и для технических наук. Без понимания механизма функционирования мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдо-интеллектуальных систем.

    Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

    Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

    С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

    Литература.

    1. Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996

    2. Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Изд-во НГУ, 1996

    3. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990

    4. Степанов О. Мнемоника: правда и вымыслы - http://bookap.by.ru/mnemonica/mnemonica.htm

    5. Лурия Р. Маленькая книжка о большой памяти - http://bookap.by.ru/mnemonica/mnem nica.htm

    6. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

    7. Материалы сайта http://www.citycat.ru/iq/

    8. Материалы сайта Самарского областного общества психологов - http://psy.samara.ru

    Различают следующие основные процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

    ЗАПОМИНАНИЯ - это образование и закрепление временных нервных связей. Чем сложнее материал, тем сложнее и те временные связи, которые образуют основу запоминания.

    Процесс запоминания - активный процесс, во время которого с исходным материалом происходят определенные действия. Процесс запоминания начинается в краткосрочной памяти (КТП) и завершается в долговременной памяти СДТП). Рассмотрим эту последовательность действий.

    В кратковременную память с сенсорной памяти попадает только тот материал, который опознаны путем сопоставления актуального сенсорного образа с эталонами, хранящимися в долговременной памяти. После того как зрительный или акустический образ попал в кратковременную память, его переводят на звучащую речь и он существует в этой памяти дальше, в основном именно в такой форме. В процессе этого преобразования материал подвергается классификации на основе смысловых признаков и поступает в соответствующую часть долговременной памяти. На самом деле этот процесс еще более сложный и представляет собой установление смысловых связей между полученным материалом и семантически родственными обобщениями, хранящихся в долговременной памяти. При этом происходит трансформация не только имеющегося материала, но и структур долговременной памяти. Как только эти связи установлено и закреплено, материал остается в долговременной памяти "для вечного хранения".

    Успешность установления смысловых связей зависит от ряда сопутствующих факторов:

    От объема материала, содержащегося в краткосрочной памяти: он не должен значительно превышать 7 ± 2 единицы хранения;

    Времени пребывания материала в кратковременной памяти; это время можно неограниченно увеличивать, повторяя материал;

    От наличия факторов, мешающих - побочного материала, возникает в сознании в течение 30 секунд до или после получения материала, предназначенного для запоминания;

    От действия мотивационного фактора в различных его формах: эмоций, интереса, выразительности мотива запоминания;

    От разнообразия форм представления материала в кратковременной памяти, то есть от наличия различных кодов: визуального, акустического и понятийного;

    От степени "знакомости" материала, его осмысленности, т.е. наличия аналогичных по содержанию знаний, хранящихся в долговременной памяти;

    От количества смысловых связей, которые устанавливаются в процессе запоминания, чему способствует его повторное воспроизведение в разных контекстах, то есть его осмысления.

    Итак, результативность хранения информации в ДТП зависит от многих факторов, одни из которых являются характеристиками предыдущих процессов переработки, другие имеют "локализацию" в самой ДТП.

    Запоминания, как и другие психические процессы, бывает невольным и произвольным.

    Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На непроизвольное запоминание влияют яркость, эмоциональная окрашенность предметов. Все, что эмоционально сильно влияет на нас, мы запоминаем независимо от своего намерения запомнить.

    Непроизвольному запоминанию способствует также наличие интереса. Все, что интересует, запоминается гораздо легче и содержится в нашем сознании в течение длительного времени, чем неинтересно.

    Произвольное запоминание отличается от самопроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные средства и приемы запоминания.

    В зависимости от степени понимания запомненного материала произвольное запоминание бывает механическим и осмысленным (логическим).

    Механическим является запоминание без понимания сути. Оно приводит к формальному усвоению знаний.

    Осмысленное (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе работы с ним, поскольку только работая с материалом, мы запоминаем его.

    В зависимости от средств, используемых в процессе запоминания, последнее можно разделить на непосредственное и опосредованное.

    Материал, который нужно запомнить, может быть визуальным, слуховым, образным, вербальным, символическим и тому подобное. В зависимости от материала, который запоминают, различают виды памяти (визуальную, слуховую и т.д.).

    Описывая запоминания используют такие характеристики материала, как его содержательность и нелепость. Понятно, что процесс и продуктивность запоминания зависит от содержательности / бессмысленности материала. Иногда эти характеристики используют для описания процесса и говорят о осмысленное / механическое запоминание.

    Условиями успеха произвольного запоминания есть действенный характер усвоения знаний, интерес к материалу, его важность, установка на запоминание и тому подобное.

    ХРАНЕНИЕ как процесс памяти заключается в степени сохранения объема и содержания Информации в течение длительного времени. Для сохранения нужно периодическое повторение.

    Сохранение означает наличие информации в долговременной памяти (речь именно о ней), что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание - неоднородной процесс, он может принимать самые различные формы.

    Процессы памяти тесно взаимосвязаны. В известной мере забывания является функцией от запоминания - что лучше материал запомнили (а это зависит от вышеперечисленных факторов), тем меньше его забывают. Однако забывание может иметь и собственные, отдельные причины. В общем, что реже материал привлекают к активной деятельности, то менее доступным он. При прочих равных условиях он стареет - теряются знания, распадаются навыки, угасают чувства. Вторым важным фактором является количество установленных и обновленных смысловых связей между содержанием этого материала и другими материалами, которые хранятся в долговременной памяти. В этом контексте можно сказать, что любая смысловая перестройка опыта, например, изменение образа жизни, веры, убеждений, мировоззрения, может сопровождаться потерей или недоступностью прежних элементов опыта. Механизмом забывание является интерференция, то есть угнетающее воздействие одного материала на другой, как только он появится, а также затухания, то есть угасание следов памяти и несоответствие признаков - когда во время воспроизведения существующего кода не соответствуют тем, с помощью которых информацию вводили в память.

    ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - один из главных процессов памяти. Оно является показателем прочности запоминания и одновременно следствием этого процесса. Основой для воспроизведения является активизация ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.

    Воспроизведение материала, который хранится в долговременной памяти, заключается в переходе его из долговременной памяти в кратковременную, то есть актуализация его в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но имел также свои особенности и механизмы. Воспроизведение может иметь три формы - узнавание, припоминание и воспоминания.

    Простой формой воспроизведения является узнавание. Узнавание - это воспроизведение, возникающей при повторном восприятия предметов. Узнавание бывает полным и неполным.

    При полном узнавания повторно воспринят предмет сразу отождествляют с ранее известным, полностью восстанавливаются время, место и другие детали предварительного соприкосновения с ним. Полное опознания имеется, если встретили хорошо знакомую человеком или когда идем хорошо известными улицами и тому подобное.

    Для неполного опознания характерна неопределенность, трудности соотнесения объекта, который воспринимаем, с тем, что уже знакомый нам в предыдущем опыте.

    Сложной формой воспроизведения является упоминания. Особенность упоминание в том, что оно происходит без повторного восприятия того, что воспроизводится.

    Упоминание может быть произвольным, когда оно обусловлено потребностью воспроизвести нужную информацию (например, вспомнить правило при написании слова или предложения, ответить на вопрос), или невольным, когда образы или сведения всплывают в сознании без каких-либо осознанных мотивов. Такое явление называют персеверация.

    Во персеверация понимают представления, имеют навязчивый характер.

    Образные персеверации возникают после многократного восприятия определенных предметов или явлений, или когда есть сильное эмоциональное воздействие на личность.

    К самопроизвольному воспроизводства относится явление реминисценции, или "всплытие" в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания.

    Реминисценция - следствие снятия усталости нервных клеток, которое наступает после выполнения сложного мнемонического задачи. Со временем эта усталость исчезает и производительность воспроизведения возрастает.

    Особой формой произвольного воспроизведения запомненного материала является припоминание. Это - сложный процесс памяти, представляет собой поиск необходимого материала в долговременной памяти.

    Различают также эпизодическую и семантическую память. Воспроизведение событий с эпизодической памяти может быть особенно ярким именно вследствие того, что во время их запоминания в памяти сохраняется материал, который принадлежит не только к различным модальностей, но и к пережитых в тот момент эмоций и действий. Кроме того, он локализован в определенном месте и времени. Все это делает его более содержательным и отличает от знаний, полученных опосредованно. Воспроизведение таких пережитых образов называют воспоминанием.

    Потребность в припоминании возникает тогда, когда в определенный момент не удается вспомнить то, что необходимо. В этой ситуации человек прилагает определенные усилия, чтобы преодолеть объективные и субъективные трудности, связанные с невозможностью вспомнить, напрягает волю, прибегает к поиску путей активизации предыдущих впечатлений, к различным мнемонических действий.

    Одной из разновидностей произвольного воспроизведения воспоминания - это локализованные во времени и пространстве воспроизведения образов нашего прошлого.

    Специфическим элементом этого воспроизведения факты жизненного пути человека в контексте исторических условий определенного периода, к которым она так или иначе была непосредственно причастна. Это приводит насыщенность воспоминаний различными эмоциями, которые обогащают и углубляют содержание воспроизведения.

    Все, что человек запоминает, со временем постепенно забывается. Забывание - процесс, обратный запоминания.

    Забывание проявляется в том, что теряется четкость запомненного, уменьшается его объем, возникают ошибки в воспроизведении, оно становится невозможным и, наконец, исключается опознания.

    Блок забывания можно рассматривать как относительно независимый. Забывание - это угасание временных нервных связей, в течение продолжительного времени не подкреплялись. Если приобретенные знания на протяжении длительного времени не используют и не повторяют, они постепенно забываются. Другой причиной забывания является недостаточная прочность запоминания. Итак, чтобы предотвратить забыванию, нужно хорошо заучивать материал.

    Забывание - процесс постепенный, базируется на ослаблении и нарушении ранее образованных условных связей. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают и забываются.

    Наибольший процент забывания имеющийся сразу после заучивания материала. Для длительного удержания в памяти информации важно изначально обеспечить прочное ЕЕ запоминания и закрепления через повторение в первые дни после того, как она была получена.

    Важное условие продуктивного запоминания - осмысленность, понимание того, что является его предметом.

    Мнемоника. В психологии по проблемам памяти есть два сроки, близкие по звучанию, но разные по значению, - "мнемический" и "мнемонический".

    Мнемический - то, что имеет отношение к памяти, к искусству запоминания. Основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод о том, что, зная законы, которые регулируют процессы памяти, можно этими процессами управлять.

    Мнемоника - приемы управления памятью. Самым распространенным приемом является уже упоминавшееся использования меток или предметов как признаков для припоминания. Восприняв эти знаки, человек вспоминает содержание того, что с ними связано.

    Другим распространенным мнемоническим приемом является группировка материала для его запоминания. С помощью группам легче запоминать, в частности, телефонные номера. Например, 2-98-71-23 запомнить сложнее, чем 2-987-123.

    Одним из самых известных мнемонических приемов является метод размещения. Его суть в том, что материал, который запоминают, разбивают на части, которые затем располагают в разных местах образа какого-либо помещения или хорошо знакомой улице. Направляя затем мнению по привычному маршруту, улице или помещениями дома, человек просто "подбирает" то, что хранится в разных частях.

    Еще один распространенный прием - добавление осмысленного связи материала, между начальными элементами которого осмысленного связи нет. Это касается запоминания не связанных между собой слов или букв, последовательности наименований.

    Хорошим приемом для запоминания, например, текстов или последовательности изложения является создание плана или разбивания текста на части с называнием каждой из них.

    Есть и другие мнемонические приемы, для перечисления и описания которых здесь, к сожалению, нет места.

    Полнотекстовый поиск:

    Главная > Реферат >Педагогика

    Основные процессы памяти.

    Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

    Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

    Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им Психология.

    Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

    Запоминание. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания.

    Непроизвольное запоминание--это запоминание ненамеренное, при котором человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминается как бы сам собой.

    Непроизвольно запоминаются события личной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятельности, ее основным содержанием.

    Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели - запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

    По другому признаку -- по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, -- запоминание делится на механическое и осмысленное.

    Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.

    Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.

    Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание.

    Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания.

    Прочность запоминания обусловлена многими причинами.

    Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует интересам человека, и забывается то, что не имеет для него существенного значения, что ему безразлично.

    Запоминание становится успешным также при наличии запаса знаний, необходимых для

    связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память зависит от имеющихся знаний.

    На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет? В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание: при направленности сознания на точность воспроизведения будут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при направленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, осмысливаться логика материала.

    Имеет значение и направленность сознания на прочность запоминания: если нет цели запомнить надолго, материал заучивается и сразу забывается.

    Сохранение и забывание. Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал совсем не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания.

    Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2- 3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. Особенно ярко проявляется реминисценция, если первоначальное воспроизведение не было достаточно.

    С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания по закону отрицательной индукции наступает торможение, а затем оно снимается.

    Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности воспроизвести, но возможности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать только то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.

    Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно разнообразиться, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты должны сравниваться, сопоставляться, их надо приводить в систему. При однообразии повторений снижается интерес к заучиванию и отсутствует мыслительная активность, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения.

    Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются на практике, реализуются, они запоминаются непроизвольно.

    Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.

    Непроизвольное -- это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

    Произвольное воспроизведение -- целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.

    Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.

    Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.

    Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

    Воспроизведение не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный, известный из других источников материал.

    Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

    Физиологическая основа узнавания и воспроизведения -- оживление следов, прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях; объяснение, слово учителя оживляют ранее образованные связи.

    Виды и формы памяти.

    Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении):

      Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

      Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью

    специальных приемов).

    Эффективность произвольной памяти зависит:

      От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

      От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

    а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

    б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти (см. рис. 1);

    в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

    г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения

    запоминания).

    Моторно-двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека.

    Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть" отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

    Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных.

    Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.

    Рис. 1. Этапы логического запоминания

    Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.

    Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5- 7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 объектов. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти “куски” были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный “кусок-образ”. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален, по объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле:

    (ОКП / 2) + 1 = балл учебный.

    Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов:

    1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

    2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

    Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения; определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

    Промежуточная память -- обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в

    сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

    Также выделяют мнгновенную память. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

    Рассмотрим основные мнемические (связанные с памятью) процессы

    Запечатление (запоминание) начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

    Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

    Способы организации информации в памяти:

      пространственная организация, лежащая в основе построения "когнитивных карт" (позволяет установить связи и "опорные точки" в физическом пространстве);

      ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими

    признаками);

      иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

    Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

    Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

    Формы воспроизведения:

    Узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта; - воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта; - припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации; - реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее

    воспринятого, казавшегося забытым; - эйдетизм - зрительная память,

    долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

    Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

    Факторы, влияющие на забывание:

    • характер информации и степень ее использования;

      интерференция: преактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

      подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).

    Законы памяти.

    Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из первых ученых кто вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал. Вот основные законы которые он вывел:

    1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

    2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

    3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

    4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

    5. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

    6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начала и конец («эффект края»).

    7. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным является то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

    8. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

    9. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

    10.С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

    11.То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

    12. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

    13.Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

    Заключение.

    В работе были рассмотрены общие вопросы функционирования памяти и методика ее развития.

    Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.

    С развитием кибернетики, других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта изучение памяти стало необходимостью и для технических наук. Без понимания механизма функционирования мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдо-интеллектуальных систем.

    Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

    Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

    С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

    Литература.

      Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996

      Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Изд-во НГУ, 1996

      Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990

      Степанов О. Мнемоника: правда и вымыслы - http://bookap.by.ru/mnemonica/mnemonica.htm

      Лурия Р. Маленькая книжка о большой памяти - http://bookap.by.ru/mnemonica/mnemonica.htm

      Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

      Материалы сайта http://www.citycat.ru/iq/

      Материалы сайта Самарского областного общества психологов - http://psy.samara.ru

    Похожие статьи
     
    Категории
    Видеоматериалы
    Новое