• Детям о правилах поведения на природе. Безопасность детей в природе Ход. Звучит аудиозапись с голосами птиц

    30.12.2023

    Ирина Пищальникова




    Тема: «Азбука безопасности в природе»

    Задачи

    Образовательные:

    Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу.

    Формировать у детей знания безопасного поведения: правила обращения с пожароопасными предметами, навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

    Учить некоторым приёмам первой медицинской помощи в случае травмы;

    Развивающие:

    Развивать познавательный интерес к миру природы, представление о том, какие действия вредят природе.

    Развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание через дидактические игры, умение делать простые выводы, умозаключения.

    Воспитательные:

    Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

    Прививать трудовые природоведческие навыки.

    Оборудование и материал:

    Макеты: деревья, костёр, дневник «Азбука безопасности в природе»

    знаки: «Не сорить в лесу!», «Не оставлять непотушенный костёр в лесу», «Не шуметь в лесу!».

    Предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход»: коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, зелёнка, лейкопластырь, бутылка с водой, кубики, утюг.

    «мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков.

    Наглядно – демонстрационный материал:

    Картинки с изображением растений леса и огорода;

    Знаки безопасности.

    Методы:

    Наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словесный, практический.

    Приёмы:

    Создание проблемной ситуации, игровой, хоровые и индивидуальные ответы детей, использование средств ТСО.

    Словарная работа:

    Знаки безопасности, ядовитые, лесные.

    Индивидуальная работа:

    Закрепить знания о лесе, названия съедобных грибов, названия знаков безопасности.

    Предварительная работа:

    Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.

    Вводная часть: беседа

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдём гулять в лес. Что такое лес?

    (много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу).

    Зачем люди ходят в лес?

    (отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды).

    Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух?

    (чтобы не болеть, быть здоровыми).

    Лес – это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно отдохнуть, прогуляться! Вот и мы сейчас отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом. А для прогулки в лес нам необходимо взять с собой предметы, которые нам могут пригодиться (приложение №1).

    Проводится д/и «Что возьмём с собой в поход» - выбираются предметы, которые могут пригодиться в лесу.

    Воспитатель: Кажется, всё взяли, ничего не забыли. А еще мы с собой возьмём вот эту книгу (приложение №2). Она сейчас пустая, в ней чистые страницы. В неё мы занесём всё то, о чём узнаем во время прогулки. (дети строятся друг за другом и отправляются в лес)

    Основная часть:

    (звучит аудиозапись «Звуки природы»)

    Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А что здесь такое? (на поляне разбросано много мусора) (приложение № 3). Вся поляна в мусоре! Кто же так сделал? Разве можно отдыхать на такой поляне? Как нам быть, ребята?

    (дети предлагают варианты: уйти, собрать мусор).

    А во что мы будем собирать мусор? (в мешок для мусора).

    Правильно, мы в рюкзак положили такой мешок. Давайте, соберём мусор.

    (дети собирают мусор в пакет для мусора).

    Мы собрали весь мусор, как стало чисто и красиво! Ой, а я, кажется, поранила себе палец. Он теперь болеть будет. Ребята, мне можно чем – нибудь помочь?

    (дети отвечают, что в рюкзаке есть аптечка – зелёнка, пластырь; 1-2 ребёнка «лечат» палец).

    Воспитатель: Вот спасибо, ребята. Оказали мне первую помощь. Мой палец скоро заживёт. Вот, что значит, оставлять мусор в лесу! Как вы думаете, можно так поступать?

    (нет – это опасно для людей, животных, вредно для природы).

    А чтобы в лесу никто больше не сорил, какой знак мы поставим?

    (дети выбирают знак «Не сорить в лесу!») (приложение № 4а). (воспитатель ставит на полянке знак). Пусть он здесь стоит, чтобы все видели этот знак. А ещё ребята в лесу нельзя шуметь. Какой знак нужно поставить, чтобы все знали это правило? (знак «Не шуметь в лесу!») (приложение № 4б).

    А теперь мы можем поиграть на полянке, но не забывайте, что нельзя шуметь.

    (проводится физминутка «Вместе по лесу идём») (приложение № 5).

    Во время физминутки звучит спокойная мелодия

    Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём. (ходьба на месте)

    Вот выходим мы на луг: тысяча цветов вокруг (потягивание)

    Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер. (руки в стороны)

    Расстилается ковёр и направо, и налево. (наклоны вправо-влево)

    К небу ручки потянули, позвоночник растянули. (потягивания)

    Отдохнули, поиграли и нисколько не устали (прыжки)

    Воспитатель: Что-то в лесу стало прохладно. Как нам согреться?

    (можно развести костёр).

    Давайте, соберём дрова для нашего костра (приложение № 6а).

    (дети собирают «дрова», воспитатель собирает их в костёр).

    Дрова есть, чем будем костёр разжигать? (спичками)

    А детям можно брать спички в руки? (нет, только взрослым).

    Значит, костёр буду разжигать я:

    Он красив и ярко – красен.

    Но он жгуч, горяч, опасен!

    Поэтому, ребята, к костру подходить близко нельзя! Сядем все подальше от костра. (воспитатель берёт «коробок со спичками» и разжигает костёр) (приложение № 6 б, в).

    Давайте, протянем ладошки, чтобы погреть руки. Хорошо в лесу посидеть у тёплого костра. А вы знаете, что растёт в лесу? (грибы, ягоды, травы).

    А мы сейчас проверим, как вы знаете растения леса.

    (проводится д/и «Что растёт в лесу, что в огороде?» дети раскладывают в одну корзинку растения леса, в другую – растения огорода) (приложение № 7).

    Воспитатель: Сколько много грибов, ягод растёт в лесу! Мы их собираем? (да).

    Все ли грибы, ягоды, травы можно собирать?

    (нет, есть съедобные и несъедобные, ядовитые).

    Почему нельзя собирать несъедобные растения?

    (опасны для здоровья).

    Заключительная часть:

    Воспитатель: Мы сидим, греемся у костра, разговариваем, а нам пора возвращаться в детский сад. (дети и воспитатель собираются уходить с полянки)

    Ребята, мы ничего не забыли? (потушить костёр).

    Чем можно потушить костёр? (песком, водой).

    А что у нас есть в рюкзаке? (бутылка с водой).

    (воспитатель «тушит» костёр)

    Костёр потушили. Почему нельзя оставлять костёр горящим?

    (сгорит лес, животные).

    Чтобы никто не забывал о вреде огня, какой знак мы поставим?

    (дети выбирают знак «Не оставляйте костёр!»)

    (воспитатель ставит знак) (приложение № 4в)

    Мы всё сделали правильно? (да)

    Наш отдых в лесу не навредил природе. И я хочу напомнить вам пословицы:

    «Лес – богатство и краса, береги свои леса».

    «Враг природы тот, кто леса не бережёт»

    А теперь возвращаемся в детский сад.

    (дети и воспитатель проходят на место, где начиналось занятие)

    Воспитатель: Вот мы и пришли в нашу группу. Всё, что было в нашем рюкзаке, нам пригодилось. Но у нас осталась ещё чистая книга. Нам нужно её заполнить. Куда мы с вами совершили экскурсию? (в лес)

    Что делали в лесу? (собирали мусор, разводили костёр, сидели у костра, разговаривали об опасных предметах, растениях, тушили костёр) (все знаки заносятся в книгу) (приложение № 8). Наша книга заполнена. Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо!

    В данной статье описан опыт работы по формированию безопасного поведения в природе с детьми старшего дошкольного возраста, прилагается содержание воспитательно-образовательной работы (тема, цель, формы работы с родителями).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».

    Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

    В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные программы и технологии: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как обеспечить безопасность докольников», Попова Т.И. «Мир вокруг нас» и др.

    Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - мы с дошкольниками его назвали .

    Цель работы по данной теме - познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

    Основные направления работы этого блока:

    1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
    2. Охрана природы
    3. Съедобные и несъедобные грибы
    4. Лекарственные и ядовитые растения
    5. Контакты с насекомыми, животными

    Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.

    Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

    Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.

    Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.

    Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:

    1. беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
    2. различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
    3. тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;
    4. разбора проблемных ситуаций

    С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе. Был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Самарской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится д\сад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

    Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:

    1. специально организованную деятельность детей - непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;
    1. совместную деятельность воспитателя и детей - беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

    Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.

    Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное - дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

    Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

    блок «Азбука безопасности в природе»

    «Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

    Тема

    Цели

    Работа с родителями

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.


    6.

    7.

    8.

    9.

    Человек - часть природы

    Земля - наш общий дом

    Осторожно - лед!

    Осторожно - сосульки!

    Стихийное бедствие - землетрясение

    Стихийное бедствие - наводнение

    Возле речки, на реке летом

    Правила поведения во время грозы

    Что нужно знать о буре и урагане

    Осторожно, солнце!

    Формировать представления о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным.

    Расширять представления о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

    Формировать элементарные представления о гололеде; воспитывать стремление помочь людям, попавшим в беду; учить соблюдать правила безопасности на льду.

    Дать детям знания об опасности, которые могут представлять сосульки

    Знакомить детей со стихийным бедствием - землетрясением и его последствиями

    Знакомить детей со стихийным бедствием - наводнением, причиной его возникновения и его последствиями

    Формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде.

    Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

    Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана).

    Знакомить детей с правилами безопасного поведения летом под открытым солнцем, дать первичные представления о солнечном и тепловом ударе.

    Организация акции «Самый чистый участок детского сада»

    Встреча с работниками городского МЧС

    Викторина «Общение с природой -прекрасно или опасно?»

    Совместное оформление стенгазеты «Опасность в природе»

    Семейный клуб «Как провести лето с ребенком»

    Консультация «Что нужно знать об ожогах, солнечном и тепловом ударе»

    «Охрана природы»

    1.

    2.

    3.

    Вода- это жизнь !

    Будем беречь и охранять природу

    Жалобная книга природы

    Познакомить детей со значением воды в жизни растений, животных и человека; дать элементарные знания о проблемах загрязнения водоемов, о водоочистительных сооружениях.

    Развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению; продолжать формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; воспитывать ответственное отношение к природе.

    Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

    Фотовыставка «Вода в разных состояниях»

    Составление альбома «Самые красивые места на нашей планете»

    Оформление брошюры «Если ты пошел в поход, не забудь…»


    «Лекарственные и ядовитые растения»

    1.

    2.

    3.

    Съедобные и несъедобные грибы

    Не собирай незнакомые грибы!

    Проект «Лекарственные растения Самарской области»

    Осторожно, ядовито!

    Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

    Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы - они могут оказаться опасными для человека.

    Познакомить детей с лекарственными растениями родного края, дать знания о простейших способах их использования для лечения.

    Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми растениями; учить узнавать их; дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.

    Оформление коллажа «В осеннем лесу»

    Оформление памятки «Что делать при отравлении грибами»

    Сбор гербария «Лекарственные растения Самарской области», составление картотеки лекарственных и ядовитых растений

    Папка-передвижка «Растения могут быть опасными»

    «Контакты с насекомыми и животными»

    1.

    2.

    Кошка и собака - наши соседи

    Как вести себя с домашними животными в деревне (коза, овца, корова, лошадь).

    Берегись насекомых!

    Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

    Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными.

    Формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними .

    Оформление памятки «Как вести себя при встрече с животными»

    Создание коллажа «Наши четвероногие друзья»

    Оформление памятки «Первая помощь при укусе насекомых»

    Воспитание безопасности человека - непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

    Литература:

    1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - «Детство-Пресс», 2004
    2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В.,Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н., Как обеспечить безопасность докольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 2001
    3. Бондаренко А.К., Словесные игры в детском саду»: Пособие для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1977
    4. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду: Книга ля воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1991
    5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. - М., Просвещение, 1985
    6. Иванова И.В. Что растет вокруг тебя: Определитель растений. - М., Учпедгиз, 1962
    7. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. - М., Просвещение, 1986
    8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. - М., Просвещение, 1982
    9. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Пособие для воспитателей и учителей. - Минск, Асар, 1999
    10. Смирнова В.В. и др. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду. - С.-П., Союз. 2003
    11. Танасийчук В.В гостях у насекомых: Рассказы. - М., Детская литература, 1970
    12. Смирнова А.Д. Ядовитые растения. -Волго-Вятское книжное изд.,1968
    13. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей: Развивающие сказки для детей. - изд. Прометей, 2002
    14. Турчина Г.П. и др. Окно в мир: Экологический атлас. - М.,Лазурь, 1995
    15. Седлецкая Е.А. Цветок: Экологическая библиотека. - М., 1997
    16. Карпенко М.Т. Сборник загадок. - М, Просвещение, 1988
    17. Веретенникова С.А., Клыков А.А. Четыре времени года: Книга для воспитателя детского сада. - М., Учпедгиз, 1960

    20. «Я познаю мир»: Медицинская детская энциклопедия, М., АСТ,1996.


    Цель: учить с детьми нормы и правила поведения на природе.

    Задачи:

    1. и творчеству.
    2. Вызвать у детей желание помогать в природоохранном процессе: беречь родную природу, реагировать на поведение окружающих относительно природы, рассказывать о своих действиях по охране природы.
    3. Развивать навыки бережного отношения к природе, как к своему здоровью.
    4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края.

    Материал: схемы-рисунки правил поведения на природе, запись звуков природы, белая бумага, карандаши.

    Ход занятия

    В гости к детям пришел Лесовичок. Он очень взволнован потому, что в лесу где он живет, побывали дети.

    Они сорвали цветы, побросали их, потоптали грибы – мухоморы, разрушили муравейники, и шумели так, что все птички повылетали из леса.

    Они очень навредили природе. Этот вред очень велик. Лесовичок говорит, что растения, букашки, зверюшки, птички, могут исчезнуть навсегда. А без них наша с вами жизнь невозможна.

    Люди не смогут слушать птичье пение. Все это потому, что некоторые дети, а может и взрослые не знают правила поведения на природе.

    Лесовичок предлагает посмотреть знаки-рисунки. А вы мне поможете догадаться, о чем они напоминают? (Просмотр знаков-символов. Обсуждение)

    Нельзя забирать животных с постоянного места жительства.

    Нельзя ломать веточки на деревьях.

    Нельзя разрушать птичьи гнезда.

    Нельзя резать на коре деревьев.

    Нельзя громко включать музыку.

    Не разбрасывать мусор.

    Не ломать веточки на деревьях и кустах.

    Не топтать пресмыкающихся.

    Не топтать грибы.

    Не разрушать муравейники.

    Не обрывать паутину.

    Не разрушать птичьи гнезда.

    Не ловить бабочек.

    Не оставлять мусор.

    Не ловить птиц.

    Не рвать цветы.

    Не жечь костры.

    – Дети, а теперь подумайте и скажите, что сделали бы вы для того, чтобы вернуть птиц в лес Лесовичка. (Ответы детей.)

    А сейчас, я предлагаю нарисовать рисунки на тему: «Что я сделаю для того, чтобы вокруг было всем хорошо и красиво ».

    (Дети под запись звуков природы рисуют)

    Картотека бесед по формированию основ безопасности детей старшего школьного возраста

    1. Тема: «Контакты с незнакомыми людьми на улице»

    Цель: Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

    1. Тема: «Если ты дома один»

    Цель: Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему.

    1. Тема: «Электроприборы»

    Цель: Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования.

    4.Тема: «Горячие предметы на кухне»

    Цель: закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром от кастрюль.

    5. Тема: «Острые предметы»

    Цель: закрепить представление об острых предметах, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту.

    6.Тема: «Чтобы не было беды»

    Цель: дать знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка.

    7. Тема: «Опасности вокруг нас»

    Цель: учить замечать опасные предметы вокруг детей.

    8. Тема: « Как песок может стать опасным»

    Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

    9.Тема: «Опасные предметы»

    Цель: закреплять знания правил безопасности в быту, на улице. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях.

    10.Тема: «Здоровье – главное богатство», «Чтобы не было беды»

    Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью.

    11.Тема: «Если ты потерялся»

    Цель: Учить детей не уходить с того места, где тебя оставили взрослые. Если ты потерялся, не пугайся и не плачь!

    12.Тема: «Спички детям не игрушка!»

    Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём. Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.

    13.Тема: «Пожар – это опасно»

    Цель: Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону.

    14.Тема: «Электричество»

    Цель: Обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации. Расширить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности. Сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем (спички, электроприборы, об опасных последствиях пожара дома.

    15.Тема: «Огонь друг - огонь враг»

    Цель: Расширить знания детей о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Формировать навыки безопасности в быту, на природе. Учить адекватным действиям в пожарных ситуациях. Развивать познавательную активность, любознательность.

    16.Тема: «Чем опасен пожар»

    Цель: Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; обогатить словарь детей новыми понятиями и словами.

    17.Тема: « Путешествие по улице: правила для пешеходов»

    Цель: Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход».

    18.Тема: «Безопасность на дорогах»

    Цель: Сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о правилах дорожного движения.

    19.Тема: «Счастливый случай»

    (ситуация: мальчик перебегает дорогу в неположенном месте, перед близко идущими машинами).

    Цель: закрепление знаний о Правилах дорожного движения, дорожных знаках, воспитание дисциплинированного пешехода. Закрепление умения детей находить правильное решение в трудной ситуации.

    20. Тема: «Насекомые - польза и вред»

    Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

    21. Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке»

    Цель: сформировать представление ребенка о существовании ядовитых растений и грибов;

    познакомить с растениями нашего участка;

    Научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться;

    воспитывать бережное отношение ко всем грибам и растениям.

    22.Тема: «Если ты потерялся или заблудился»

    Цель: Объяснить детям, чтобы помочь себе, ты должен: уметь обращаться за помощью к взрослым, знать и называть свое имя и фамилию, знать и называть свой возраст, свой полный домашний адрес (улица, дом, квартира).

    23.Тема: «Правила поведения детей на воде»

    Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь. Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых.

    24. Тема: «Как вести себя в жару на участке?»

    Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

    25.Тема: «Осторожно, ядовито!»

    Цель: Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

    26.Тема: «Контакты с животными»,

    «Не дразни животных».

    Цель: Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с животными домашними и бездомными.

    27.Тема: «Смотри во все глаза!»

    Цель: Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека, познакомить детей со строением глаза; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.

    28. Тема: «Гололед»

    Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.

    29.Тема: «Правила безопасности на льду»

    Цель: Дать детям знания о правилах поведения на льду.

    30.Тема: «Природные явления»

    Цель: Формировать элементарные представления о гололеде, воспитывать умение вести себя при гололеде.

    31.Тема: «Берегись мороза!»

    Цель: Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе.

    32. Тема: «Как был наказан любопытный язычок»

    Цели: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;

    Научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай

    33. Тема: «Зимой на горке»

    Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

    34.Тема: «Осторожно, сосульки!»

    Цель: Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами во время таяния снега, около высоких домов, откуда в любой момент могут упасть сосульки, пласты снега.

    35. Тема: «Не ешь снег и сосульки!»

    Цели: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть - ангина)

    36. Тема: «Зимние дороги»

    Цель: расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы даже после торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге.


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    8. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения на природе?

    9. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями?

    Приложение 3 . Сценарий досуга для старших дошкольников "Безопасное поведение в природе"

    Цели : закрепление правил безопасного поведения в природе. Расширение представления о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, насекомых. Воспитание чувства бережного отношения к природе и своему здоровью. Развитие лексико-грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных. Развитие познавательного интереса к миру природы, развитие речи в беседе, логического мышления, внимания через дидактические игры, развитие фантазии, творчества.

    Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

    Предметы: рюкзак, предметы для д/и "Что возьмём с собой в поход?": коробок спичек, мешок для мусора, бутылка с водой, аптечка, лейкопластырь, ватные палочки, рогатка, топор, зажигалка.

    Для аппликации: клей ПВА, кисточки по количеству детей, салфетки, полуватман, природный материал (листочки), медали "Юный друг природы".

    Звучит музыка. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга.

    Воспитатель: Дети, давайте поиграем" Приготовьте ладони и на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.

    Здравствуй, солнце золотое (касаются большие пальцы друг друга)

    Здравствуй, небо голубое (касаются указательные пальцы)

    Здравствуй, вольный ветерок (касаются средние пальцы)

    Здравствуй, синий ручеёк (касаются безымянные пальцы).

    Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую! (касаются мизинцы и ладони раскрываются).

    Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои лучезарные улыбки и нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение.

    Ребята, а в каком краю мы живём?

    В Сибири. А Сибирь богата лесами, полями, реками и озёрами. А что такое лес? (Растёт много деревьев, растений, грибов, ягод, и в нём живут животные).

    А зачем люди ходят в лес? (Отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать ягоды и грибы.)

    А для чего нужен свежий воздух? (Чтобы не болеть.)

    Сегодня вы также узнаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу, на природе.

    Научимся оберегать себя в разных опасных ситуациях. Дети, а как вы понимаете слово безопасность? (Безопасность-это когда ведёшь себя так, чтобы не случилось беды, неприятности.) Вот и мы сейчас отправимся в лес на прогулку. Нам нужно взять всё необходимое, что может пригодиться.

    Д/И "Что возьмём с собой в поход?" (рюкзак, аптечка, зажигалка, спички, рогатка, топор, детская косметика).

    Дети одеты: длинные брюки, рубашка, кофта с длинным рукавом, головной убор, открытые места смазать средством, отпугивающим насекомых.

    Мы всё сложили в рюкзак и поехали на электричке. Друг за другом (чух-чух-чух).

    Воспитатель: Станция ЛЕСНАЯ! Я предлагаю вам выйти и сесть на пенёчки.

    Ребята, а в лесу не только много интересного, но и сказочного. В лесу живёт старичок Лесовичок, но он от нас прячется. Чтобы старичок Лесовичок вас не боялся, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с ним на лесном языке. Я скажу слово, а вы добавьте к нему слово "лесной".

    Воспитатель: Гриб какой? (лесной). (Дорога, ягоды, тропинка, воздух, листочек, дерево, запахи).

    Давайте его позовём! (с разной интонацией: шёпотом, погромче, совсем громко).

    Старичок - Лесовичок, выйди к нам!

    Выходит с корзинкой, в которой грибы, ягоды.

    Здравствуйте, ребята!

    Я весёлый старичок,

    Старичок-Лесовичок,

    Я люблю гулять по лесу

    Знаю лес и лес люблю

    В гости вас к себе зову!

    Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы будем говорить дальше.

    Под сосною у дорожки

    Кто сидит среди травы,

    Ножка есть, но нет сапожек,

    Шляпка есть-нет головы.

    Слайды со съедобными грибами, немного информации.

    Дети, а все ли грибы съедобные? (Ответы детей.)

    Правильно, не все грибы съедобные, есть грибы, которые собирать нельзя! В несъедобных грибах есть яд. Если человек их ест, может возникнуть отравление. В этом случае, необходимо сразу обратиться к врачу.

    Слайды с несъедобными грибами

    А чем они отличаются, съедобные и несъедобные грибы? (Ответы детей.)

    Физкультминутка

    Дети по лесу гуляли

    За природой наблюдали

    А сейчас мы отдохнём

    Встанем, глубоко вздохнём

    Вверх на солнышко посмотрим

    А затем похлопаем,

    Ногами мы потопаем,

    Хорошо мы погуляли,

    И нисколько не устали.

    1, 2, 3, 4, 5 мы пойдём гулять!

    Лесовичок: Природа таит в себе ещё много опасностей, в лесу, в котором вы не раз бывали со взрослыми, множество опасностей. Как вы думаете, что это за опасности? (Ответы детей.)

    Лесовичок: Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу? Как нужно было поступить в этой ситуации? (Ответы детей.)

    Лесовичок: Иногда приходится вызывать спасателей МЧС. Кто знает номер телефона? (01).

    А сейчас мы вместе погуляем по тропинкам и дорожкам! А почему нельзя ходить по траве? (Ответы детей.) В траве много насекомых, которых вы можете потревожить. Насекомые могут на вас напасть и покусать.

    Слайды опасных насекомых

    Игра " Назови опасных насекомых "

    Ой, ребята, что-то стало очень душно, влажно, подул сильный порывистый ветер. Неужели это начинается гроза? Даже насекомые спрятались.

    Слайды о грозе

    Что опаснее, гром или молния? (Ответы детей.) Как нужно вести себя, если гроза застала вас на природе? Можно ли использовать зонт в грозу? (Ответы детей.)

    Вот и закончилась гроза, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте осмотрим себя, нет ли на одежде клещей? А теперь пойдём в детский сад! Садимся на электричку (чух-чух-чух).

    Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте вспомним, чему нас научил Лесовичок.

    Игра "Топай - хлопай"

    1. Собирай в корзину только те грибы, которые ты знаешь.

    2. Собирай в корзину мухоморы, ведь они такие красивые!

    3. Не трогайте ядовитые растения и не берите их в рот.

    4. В грозу нужно снять металлические вещи и спрятаться в овраге.

    5. А может быть в грозу нужно укрыться зонтом?

    Хорошо, ребята, правила безопасного поведения в лесу вы усвоили. Я предлагаю вам сделать для Лесовичка подарок. Подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами лежат плакат и картинки, выберите и приклейте на плакат только те картинки, которые показывают, как правильно вести себя в лесу.

    Дети приклеивают и комментируют.

    Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Сегодня посвящаем вас в "Юные друзья природы". Друг природы-человек, который любит, бережёт её и соблюдает правила безопасности. Вручаю вам медали "Юный друг природы"!

    Приложение 4 . Сценарий интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" (по правилам безопасного поведения в природе) для дошкольников старшей возрастной группы )

    Цель : закрепить знания детей по безопасному поведению в природе.

    Задачи:

    1. Закреплять знания о правильном поведении на природе во время грозы, при встрече с дикими животными, насекомыми.

    2. Расширять знания о съедобных и несъедобных грибах, о ядовитых растениях.

    3. Развивать речь детей.

    4. Закрепить знания о пользе и вреде огня. 5. Воспитывать культуру поведения и бережного отношения к природе.

    Материалы и оборудование : изображения сказочных персонажей (Баба Яга, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Снежная королева, Карлсон, Буратино), изображения разных трав, ягод, грибов, опасных ситуаций в природе, изображения насекомых, черная коробочка, вращающийся диск со стрелкой, мультимедийное оборудование, коробок спичек.

    Ход игры:

    Дети сидят за столом, на котором диск со стрелкой. Вокруг диска конверты с заданиями от сказочных персонажей. Во время вращения стрелка указывает на задание.

    Воспитатель: Дети, в наш детский сад пришло письмо от сказочных персонажей. Они хотят проверить вас, как вы знаете правила безопасного поведения в природе. Они уверены, что вы ничего не знаете, и они легко выиграют у вас это соревнование. А вы хотите у них выиграть? (Да.) Тогда вращаем стрелку и выбираем первое задание.

    Задания в конвертах.

    1. Против вас играет Баба Яга (на картинке показывается изображение Бабы Яги, стоящей под деревом во время грозы). Вопрос: Дети, скажите, пожалуйста, что неправильно я сделала и посоветуйте, как надо правильно поступить. (Во время грозы нельзя стоять под деревом, бегать, разговаривать по телефону, держать в руке металлический предмет).

    (вращается диск)

    Против вас играет Карлсон. (Дать детям картинки с разными ягодами и травами.) Задание: Дети, я очень люблю жевать траву, ягоды, но от некоторых у меня болит живот, посмотрите на картинки - это то, что я недавно ел. От чего у нас могли заболеть животы и что надо делать если мы не знаем съедобная трава или ягода перед нами. (Вороний глаз)

    Против вас играет Красная Шапочка. Задание: Посмотрите на картинку и скажите, какое правило безопасного поведения здесь изображено. (При встрече с дикими животными надо вести себя тихо и осторожно отойти от него).

    Черный ящик. Против вас играет Снежная Королева. В этот ящик она спрятала предмет и хочет, чтобы вы угадали, что же там. Задание: В ящик спрятан предмет, который поможет вам в лесу, но с другой стороны этот предмет может стать причиной большой беды.

    Подсказка - загадка:

    Это тесный-тесный дом:

    Сто сестричек жмутся в нем.

    И любая из сестер

    Может вспыхнуть, как костер!

    Не шути с сестричками, Тоненькими...

    Какой предмет загадала Снежная Королева? (Спички). А как спички могут помочь в лесу? (можно разжечь костер, чтобы приготовить еду и согреться, огонь отпугивает диких животных). А какой вред может нанести огонь в лесу? (если не потушить костер, то в лесу может начаться пожар, и все звери могут остаться без жилья или погибнуть).

    Против вас играет Карабас Барабас (в корзинку сложены изображения грибов). Задание: Дети, я очень вредный человек и поэтому даю вам самое коварное задание. Я собрал в лесу все грибы, которые встретились мне на пути. Я хочу, чтобы вы из корзинки выбрали только съедобные грибы.

    Давайте проверим, правильно ли вы выбрали грибы, посмотрите на экран.

    (На экране появляется правильный ответ). Кто может назвать эти грибы? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, маслята, сыроежки, волнушка). А почему подберезовик и подосиновик так называются? (Потому что растут под березой и под осиной).

    Против вас играет Буратино. Задание: Посмотрите на картинки, каких насекомых вы знаете? Какие из них могут быть опасны для человека? Какие правила безопасного общения с этими насекомыми вы знаете? (Не махать руками перед осой или пчелой, не тревожить и не разорять их гнезда, использовать средства, отпугивающих насекомых).

    А теперь подведение итогов. Вы, ребята справились со всеми заданиями, и становитесь победителями в нашем соревновании. Чье задание выполнить для вас было сложнее всего? А какое задание понравилось больше остальных? (Ответы) Награждение команды.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Анализ программ и современных подходов в вопросе социального развития личности дошкольника и формирования основ безопасности жизнедеятельности. Определение уровня знаний детей по основам безопасности. Система работы, эффективность использованных методик.

      курсовая работа , добавлен 05.11.2009

      Сущность психической, физической и социальной безопасности ребенка. Правила безопасного поведения детей в быту, дорожного движения пешехода и пассажира транспортного средства. Методы формирования осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям.

      курсовая работа , добавлен 24.10.2014

      Виды угроз и способы их реализации. Подразделение физической охраны персонала, цели и задачи его деятельности. Технические средства охраны и личной безопасности. Правила личной безопасности. Меры обеспечения безопасности в условиях экстремальной ситуации.

      курсовая работа , добавлен 09.04.2004

      Основные понятия, сущность и определения безопасности труда. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности. Зарубежный опыт безопасности управленческого труда. Анализ формирования системы безопасности труда на примере Сургутского УФМС.

      курсовая работа , добавлен 02.11.2014

      Особенности школьного курса основ безопасности жизнедеятельности в разделе "Дорожная безопасность". Поведение на дороге ребенка дошкольного возраста, младшего школьника и подростка. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

      дипломная работа , добавлен 27.10.2017

      Безопасность жизнедеятельности как область научных знаний, предмет и методы ее исследования. Понятие и принципы обеспечения личной безопасности. Поражающие факторы ЧС и их воздействие на организм. Безопасность в системе: "человек-общество-природа".

      шпаргалка , добавлен 05.10.2011

      Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста. Воспитание привычки ребенка к аккуратности и чистоте. Сформированность гигиенической культуры. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

      презентация , добавлен 28.05.2014

      Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека. Системно-структурная модель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как науки, её цели. Классификация и характеристика опасностей. Определение приемлемого риска и системы безопасности.

      презентация , добавлен 17.12.2014

      Сущность и структура системы обучения безопасности труда населения. Особенности обучения безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях и на предприятиях. Проверка знаний рабочих, руководителей и специалистов. Инструктажи по безопасности труда.

      контрольная работа , добавлен 17.11.2010

      Рассмотрение требований безопасности при эксплуатации сельско-хозяйственной техники. Анализ основ экологической безопасности в сельском хозяйстве. Выявление особенностей создания оптимальных условий труда в условиях сельскохозяйственного производства.

    Похожие статьи